МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Кезик Н.М., Белюшина Л.Ф. Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Почта"

Кезик Нина Максимовна, воспитатель высшей категории 

Белюшина Людмила Федоровна, воспитатель высшей категории

"Почта"
сюжетно-ролевая игра
для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения норм и ценностей, принятых в обществе. Дошкольник должен свободно общаться со взрослыми и сверстниками, быть самостоятельным, владеть навыками саморегуляции собственных действий; у него должны быть сформированы позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Образовательный процесс в условиях дошкольного учреждения строится преимущественно на игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра как вид деятельности не только отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, но помогает в формировании обозначенных ФГОС ДО компетенций дошкольника.    

Мы разработали сюжетно-ролевую игру "Почта", т.к. почтовая связь играет существенную роль в социальном и экономическом развитии стран, являясь одним из основных средств коммуникации, обеспечивающим доступ населения к источникам информации, и способствует развитию социальных связей и коммуникаций между государством и гражданами.

На сегодняшний день безусловно самым распространенным и удобным средством связи является пересылка почтовых отправлений в электронной форме. Но как бы ни были удобны электронные журналы и электронные письма, всегда приятно получить от друзей "живую" открытку или посылку. Таким образом, почтовые услуги сегодня как традиционные, так и инновационные остаются высоко востребованными.   

Цель: формирования первичного представления о мире профессий, связанных с деятельностью почты через организацию сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

  • познакомить детей со спецификой работы почты: разными формами почтовой связи, выполняемыми трудовыми операциями, орудиями труда и специальной техникой;
  • формировать  игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей;
  • формировать умение осознанно действовать согласно профессиональной роли;
  • обогащать представление детей о России, российских городах;
  • формировать представления об отечественных традициях и праздниках;
  • формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательные отношения друг к другу, взаимодействия во время игры.
  • обогащение словарного запаса.

Игровое оборудование.

- Плакат «Почта»,

- место оператора почтового отделения: прилавок, компьютер игровой, касса, печати, масса для лепки, униформа;

- прилавки, почто­вый ящик, посылки, весы, сумка почтальона, униформа, бандероли, открытки, конверты, бланки, белая и цветная бума­га, упаковочный материал, карандаши, деньги игровые, кошельки, журналы и газеты, марки, изготовленные детьми.

Оборудование для игры отличается полифункциональностью и может быть использовано в другой сюжетно-ролевой игре (например, почтовую стойку можно оборудовать под прилавок магазина, кафе, офиса туристического агентства и.т.д.)

 Предварительная работа

  • Экскурсия на почту с воспитателем и родителями, краткая бе­седа с работниками почты, наблюдения за их трудом. Педагог обращает внимание детей на то, как гам продают бумагу, конверты, открытки, марки, принимают по­сылки, рассказывает детям о том, что письмо кладут в конверт, на который наклеивают марку, на конверте пишут адрес и опускают письмо в почтовый ящик. Потом письма везут на машине, поезде или самолете далеко, на другую почту, и там их берет почтальон, кладет в большую сумку и несет тому, кому они напи­саны. Также педагог объясняет, что почтальон каж­дый день носит в дома газеты, журналы, письма. Мож­но послать и посылку - положить в ящик вещи, иг­рушки, конфеты и др.

Также воспитатель может узнать на почте, в какие часы происходит выемка писем из ближайшего почтово­го ящика и в какое время почтальон носит корреспон­денцию в соседние дома, в один из дней во время про­гулки можно опять пойти с детьми к почтовому ящику и показать им, как подъезжает почтовая машина, как вы­сыпают в мешок письма, опущенные в почтовый ящик, и как машина едет дальше.

  • Беседы о разных формах по­чтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио, Интернет; рас­сматривание иллюстративного материала по этой теме, расширение словарного запаса по теме (адресат, получатель, отправитель, курьер, посылка, бандероль, сургуч, штемпель и т.д.)
  • Рассматривание и чтение детских книг: Н. Григорьева «Ты опустил письмо», Е. Мара «История одного паке­та», А. Шейкина «Вести приходят так», С. Я. Марша­ка «Почта».
  • Показ фильма или мультфильма по теме «Почта». Беседа по картине «На почте».

 Совместная продуктивная деятельность

Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: почтовой бумаги, маленьких конвертов, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, открыток, журналов, посылок, бланков и др.

Воспитатель учит детей правильно заклеить конверт, как и где приклеить марку; показывает, как пишется на конверте адрес.  

  Игровые роли и основные ролевые действия

Ролевые функции взаимосвязаны, направлены к другим персонажам игры.

 

Игровые роли

Ролевые действия

Оборудование

Возможные реплики для построения диалога

начальник почты

Организует работу почты. Принимает работников на работу (распределяет роли),

объясняет  должностные обязанности, следит за порядком на почте

Бейджик

Доброе утро, как настроение? Как справляетесь с работой?

Назначаю вас на должность оператора (почтальона)...

сортировщица

Сортирует корреспонденцию, прессу, посылки, бандероли по видам и адресам

Униформа, посылки. бандероли, письма, телеграммы, пресса, открытки, коробки для сортировки

Ваша посылка (письмо, бандероль, газета..) еще на сортировке.

упаковщик

Упаковывает посылки, бандероли. ставит штампы и сургучную печать, приклеивает бланк с адресом

Униформа, посылки. бандероли, письма, телеграммы, пресса, открытки, материалы для упаковки, печать

Ваша посылка (бандероль..) упакованы,

Упакованные посылки можно загружать и отправлять адресату

по­чтальон

Забирает на почте посылки и корреспонденцию, прессу разносит по адресам

Униформа, сумка, корреспонденция

Добрый день (утро), Вам телеграмма (письмо).

Распишитесь за получение, спасибо.

телеграфист

Принимает телеграммы, печатает текс, заполняет бланки, отправляет

Стойка телеграфиста, бланк, ручка

Добрый день (утро), Какую вы хотите отправить телеграмму? Срочную или обычную? Срочная идет в течение нескольких часов, обычная в течение дня.

Диктуйте текст, пожалуйста. На кокой адрес доставить телеграмму?

оператор по приему бандеролей и посылок

Принимает бандероли и посылки, взвешивает, обсчитывает стоимость посылки, заполняет бланк,

Объясняет посетителям, как отправить посылку

Стойка, бланк, весы, ручка, касса

Здравствуйте, куда хотите отправить посылку.

Заполните бланк с адресом получателя.

Отправка вашей посылки будет стоить ...рубля

оператор по работе с электронной почтой

Отправляет и принимает электронную почту,

Оформляет подписку на журналы и газеты

Стойка, компьютер

Здравствуйте, куда хотите отправить письмо.

Заполните бланк с адресом получателя.

Отправка вашей посылки будет стоить ...рубля

Какой журнал (газету) хотите выписать?

шофер

Грузит прессу, посылки, бандероли, письма в машину, развозит по адресам

Униформа, машина

Вы подготовили список адресов, опись посылок?

Добрый день, здравствуйте, вам посылка, получите пожалуйста.

посетители

Приходят на почту, заполняют бланки, отправляют посылки, письма...

Получают посылки, бандероли...

Покупают марки, открытки, газеты, подписываются на журналы, газеты.

Задают вопросы операторам

Вкладывают письма в конверты, наклеивают марки.

Можно отправить по почте конфеты?

Бланки, открытки, марки, ручка.

Как я могу отправить посылку? Сколько это будет стоить?

Какой журнал посоветуете выписать?

Как отправить срочную телеграмму?

 Руководство игрой

Педагог осуществляет косвенное руководство сюжетно-ролевой игрой, т.е. создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.

         Педагог может выступать и координатором сюжетно-ролевой игры, внося коррективы в процесс игровой детялеьности в соответствии с планом организации.

 Ход игры

         Педагог назначает начальником почты одного из старших детей. Согласно своей игровой роли начальник распределяет остальных детей по ролям и показывает им рабочее место согласно обязанностям.

Педагог может предложить детям различные сюжеты для игры: поздравить друг друга с праздником, купить журнал на почте и почитать его; вынутые из почто­вого ящика письма на машине отвезти на почту, а там рассортировать их и дать почтальону для вручения адре­сату; когда почтальон принесет письмо, ответить на него письмом и т. д.

Необходимо также напомнить ребятам, что, играя, нужно быть вежливыми друг с другом (здо­роваться с почтальоном, благодарить за доставку писем, газет, журналов).

После того, как игра будет освоена, воспитатель мо­жет объединять ее с другими играми, например, в «се­мью» (содержание игры - подготовка к празднику: сна­чала убирают квартиру, при этом дети помогают взрос­лым, потом все пишут поздравительные письма и открытки своим друзьям. Кто заканчивает раньше, идет на почту, покупает конверты, подписывает их и опус­кает в почтовый ящик) или в «детский сад» (ребята пи­шут письма своим родителям).

Сюжетно-ролевая игра "Почта" не ограничивается специально оборудованной игровой зоной, игровая детяельность может занимать все пространство групповой комнаты, т.к. почтальон и почтовая машина могут доставлять корреспонденцию в магазин, в больницу, в "дом" и другие импровизированные адреса.

Игра может выйти и за рамки внутригрупповой: в "Почту" можно играть и всем детским садом, отладив "почтовое сообщение" между группами.

 Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования.  Приказ Минобр науки РФ № 1155.
  2. Концепция развития почтовой связи в российской федерации на период до 2020 года
  3. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевая игры для детей дошкольного возраста  - Феникс, 2010. - 251 с.