МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Образовательная ситуация по развитию речи "Мы - туристы"

 Конспект составил

воспитатель первой категории

Зиганова И.А.

Образовательная ситуация по развитию речи детей старшего возраста

«Мы - туристы»

Тема: «Звуки р, л, р', л'».

 

 

 

Цели:

  • Развитие артикуляционного аппарата.
  • Формирование фонематического слуха.
  • Развитие связной речи.

Оборудование: карта России или глобус, изображения туристического снаряжения, летней одежды; виды гор, моря, пляжа.

 

Ход образовательной ситуации

  1. 1.                Оргмомент.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие. Покажите, как тяжелы ваши рюкзаки. Сбросьте рюкзак. Вам стало легко.

 

  1. 2.                Сообщение темы занятия.

 

  1. 3.                Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

 

 

  1. 4.                Произношение звуков в словах.

Выставляется глобус или карта России.

Сегодня отправимся на Черное море. Назовите изучаемые звуки в словах Черное море. Что мы будем делать на море? (Загорать, плавать, плескаться.) Отберите нужную одежду. (Купальник, футболка, шорты.) Какая это одежда? (Летняя, пляжная.) Назовите слова с мягкими согласными л', р'. Назовите слова со звуком р, затем со звуком л.

 

5.      Согласование числительных с существительными.

Сколько пар туфель вам нужно для отдыха? Сколько пар сандалий возьмете? Как правильно сказать: «Один туфель, сандалий или одна туфля, сандалия?» Сколько возьмете полотенец? Будете ли вы фотографировать? Сколько фотоаппаратов возьмете с собой?

 

6.      Развитие фонематического восприятия. Звуко-слоговой анализ.

Мы летим на самолете. Посмотрите в иллюминатор. Что вы увидели из самолета? Игра «Угадай звук». Дети называют пропущенный звук и поднимают соответствующий кружок. (По_я, _еса, _еки, _адуга, т_аву).

 

7.      Физминутка.

Стюардесса объявляет: «Наш самолет приземлился в аэропорту города Адлер». Куда мы пойдем? (На пляж.) Имитация плавательных движений. Дети изображают катание на водных лыжах и велосипедах.

 

8.      Произношение звуков в предложениях.   

Составление предложений по опорным словам лодка, катер, теплоход, пальмы, водные лыжи, пляж. Выкладывание или зарисовка схемы предложения.

 

9.      Чтение кроссвордов.

На пляже увидели объявление: «Приглашаем эрудитов на соревнование». Кто такие эрудиты? Вы хотите стать эрудитами? Выставляется или рисуется на доске простой кроссворд, в котором загаданы слова со звуками р, р', л, л'.

 

10.    Проблемная ситуация. Словообразование.

Наше путешествие продолжается. Кто мы с вами? (Туристы.) Хотите побывать в горах, полазить по скалам? Кем мы будем? (Скалолазами.) Выставляются картинки с изображением гор, ледника.

 

 

         Что такое ледник? Назовите похожие слова. (Ледяной, ледяные.) Чтобы подняться в горы, нужно особое снаряжение. Возьмем ледоруб. Из каких слов состоит это слово? Что еще возьмем? (Веревки, топорик, трос.) Нас встретил в горах снег. Составьте новое слово из двух: снег, падает. (Снегопад.) Нас настиг снегопад, где нам устроиться? (Под скалой, в ущелье, в пещере.) 

Снегопад не кончается. Что вы предлагаете? Рассуждения детей по выходу из создавшейся ситуации.

         Продолжается наш маршрут. Вот мы и на вершине горы. Что под нами? Вам не страшно? Какие мы? (Смелые, храбрые, выносливые, дружные. Мы настоящие туристы!) Как будем спускаться? У меня есть рация, можно вызвать…

 

 

 

11.    Письмо.

Напишем понравившиеся слова.

 

12.    Итог образовательной деятельности.