МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Образовательная ситуация с детьми старшего возраста по развитию речи

Зиганова Ирина Александровна,

учитель-логопед

МБДОУ  №353 г.Челябинска

 

 

Конспект образовательной ситуации по реализации раздела образовательной программы

 «Развиваем речь детей. Звуковая культура речи» с детьми старшего возраста

 

Тема: Звуки С, Ш. Дифференциация.

Цель: учить детей правильному  произношению и различению звуков «С» и «Ш».

Задачи: Образовательные:

-   знакомство с новым понятием «шаль»;

-   формирование и расширение обобщающего понятия «головные уборы». Развивающие:

-   автоматизация звуков С, Ш в слогах, словах, предложениях;

-   развитие артикуляционной и мелкой моторики;

-   развитие фонематического слуха;

-   формирование у детей самоконтроля за речью через артикуляторный и акустический контроль;

-   уточнение и обогащение словаря;

-   развитие логического мышления;

-   развитие связной речи. Воспитательные:

-   воспитание уважения друг к другу.

Оборудование:

-   индивидуальные зеркала;

-   таблица артикуляционного образа звука;

-   карточки с изображением картинок, в названии которых есть звуки С, Ш;

-   карточка для артикуляционной зарядки;

-   панно «Репка»;

-   звуковые дорожки.

 

Ход образовательной ситуации:

1. Организационный момент.

- Сегодня мы будем правильно произносить и различать звуки С, Ш.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Для этого разомнем наш язычок,
(дети раздают зеркала)

На счет от 1 до 5:

«заборчик-хоботок»

«почистить зубки»

«вкусное варенье»

«чашечка»

(дети собирают зеркала)

3. Сравнение звуков С, Ш по артикуляционному признаку.

-   Повернитесь друг к другу (работа в парах) внимательно посмотрите и послушайте, как произносит эти звуки ваш сосед.

-   Чем отличаются эти звуки?

(на доске выставляются соответствующие знаки)

4. Автоматизация изолированных звуков С, Ш.

-   Сейчас каждый произнесет эти звуки правильно.

-   Как свистит чайник? (с-с-с)

-   Как шипит змея? (ш-ш-ш)

5. Произношение звуков С, Ш в слогах.

- Ребята, а у вас есть друзья? У наших звуков тоже есть друзья, послушайте с
какими звуками они дружат.

саша со-шо су-шу сы-ши

(дети повторяют пару слогов)

Физминутка:

-   Представьте, что мы находимся в лесу. Покажите, какие там большие деревья, (дети поднимают руки вверх)

-   Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья, (дети быстро шевелят пальчиками)

-   Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны, (дети покачиваются и машут руками)

-Ветер затих, (дети садятся)

7. Произношение звуков С, Ш в словах.

-   Дети вы узнали сказку?

-   Назовите слова со звуком С. (за правильный ответ- фишка)

-   Назовите слова со звуком Ш.

-   Словарная работа: шаль- платок из пуховых нитей, (демонстрация шали)

-  Какое слово длиннее: шапка или шаль? (ответы детей)

-  Почему?

(больше звуков, больше слогов)

-  Назовите одним словом: шапка, шаль. (головные уборы)

-  Какие головные уборы вы еще знаете?

8. Развитие фонематических представлений.

- Разложите картинки в 2 столбика: С/Ш.

(дети называют слово и ставят карточку в нужный столбик)

9. Закрепление понимания предлогов: за, перед, после, между.

- Дети по словесной инструкции расставляют героев сказки.

10. Развитие связной речи.

-  Ребята, посмотрите, а герои у нас все перепутались.

-  Давайте расскажем эту сказку правильно, (детям раздаются сюжетные картинки)

-  У меня первая карточка. Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая, (дети по очереди называют свое предложение и встают на нужное место)

11. Итог занятия.

-  Закройте глазки. Я поглажу того по головке, кто правильно произносил звуки С, Ш, хорошо работал на занятии.

-  Кого я погладила, возьмите значки прилежания.