МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Осторожно - компьютер

Апатьева Татьяна Сергеевна,
воспитатель высшей категории,

специалист по развитию
у дошкольников логического мышления

Чем занять досуг ребенка?
Осторожно: компьютер!

     Современную жизнь не возможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в нашем веке очевидно. Первое правило воспитания и образования, как и в медицине: «не навреди». Компьютеризация досуга детей имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Игра на компьютере сопряжена с воздействием на ребёнка комплекса факторов:
    1 – возрастание зрительной нагрузки (предельно допустимый уровень зрительной нагрузки зависит от возраста ребёнка, состояния его зрения и организации его рабочего места). До сих пор бытует мнение, что работа на ПК аналогична просмотру телепередач, это не так. Человеческое зрение не адаптировано к ПК экрану, мы видим цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное изображение самосветящееся, имеет меньший контраст. Утомление глаз         вызывают мерцание, блики, неоптимальное сочетание цветов.      
    2 – родителям следует осторожно подходить к вопросу о занятиях на ПК для дошкольников, имеющих невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение сна и зрения.
    3 – рекомендации по организации рабочего места расстояние от глаза до экрана должно быть не менее 50 см, стол и стул (со спинкой) должны соответствовать росту ребёнка. Следите, чтобы ребёнок не сутулился, не сидел на краешке стула, не клал ногу на ногу. Уровень глаз на 15 – 20 см. выше экрана. При наличии высокого стола и стула позаботьтесь о подставке для ног.
Специалисты советуют учесть следующее:

    • комната, где стоит ПК должна быть удалена от источников электромагнитных излучений (радиопередающие устройства, электра щиты, трансформаторы);
    • занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате (естественный свет падает слева сбоку), исключить прямой солнечный свет попадающий на экран;
    • необходимо позаботиться, чтобы изображение было четким, контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметом;
    • удачным является расположение рабочего места, когда у ребёнка есть возможность переводить взгляд на дальнее расстояние;
    • если помещение имеет ограниченное пространство, специалисты советуют установить на стол большое зеркало.
    • вокруг ПК высоко на стенах в углах вешаются яркие зрительные метки (игрушки или картинки 4 – 6 штук), их следует подобрать так, чтобы они составляли один игровой сюжет. Например, в центре стены машина (бабочка). В углах под потолком гаражи (цветы). В качестве зрительной гимнастики ребёнку предлагается проследить взором как машина едет в гараж (не поворачивая головы). Скорость перевода взора должна быть не большой, продолжительность упражнения 1 мин. Можно предложить ребёнку подойти к окну и посмотреть вдаль, закрыть глаза и описать то, что он увидел с закрытыми глазами. Многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность занятий для детей 5 – 6 лет (10 – 15 мин).

          Функциональные возможности дошкольников очень малы, наблюдения показали, что дошкольники не могут объективно оценить своё самочувствие (утомляемость). Есть несколько признаков утомления: склонение головы на бок, опора на спинку стула, задирание ног с упором в край стола, частые отвлечения, разговоры, переключение внимания на другие предметы, при наличии данных признаков предложите ребёнку сменить вид деятельности.          
          Тяга детей к «умной игрушке» уже стала темой для анекдотов. На вопрос судьи: «С кем бы ты хотел остаться  жить – с  мамой или папой?» ребёнок спрашивает: «У кого останется компьютер?»  Родители должны понимать, что компьютер не может быть ребёнку нянькой и не должен быть средством давления на ребенка. ПК не может заменить ребёнку ни маму, ни папу. Если ребенок предпочитает общаться с ПК, а не с вами -  есть повод задуматься.
          Выбирая компьютерные продукты для детей, необходимо учитывать, что наиболее утомительны для детей аркадные, военизированные игры (стрелялки, давилки, убивалки.) Игры этого типа, хотя и не приводят к угасанию умственных способностей, но способствуют формированию таких черт характера, как подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыльчивость.
          При всем при том  ПК может оказать неоценимую помощь при подготовке ребёнка к школе. Выбирая новую компьютерную игру ребёнку, обратите внимание на  ее возрастные рамки, сертификат и образовательную составляющую игры: расширение словарного запаса развитие логики, решение задач, развитие  зрительной памяти. Наиболее качественными продуктами, прошедшими экспертизу Центра «Игрушка» Министерства Образования РФ, являются игры производства фирм «Акелла», «Бука»
          Вашему ребёнку предстоит жить в компьютеризированном обществе, по этому его необходимо научить не только азам компьютерной грамоты, но и правилам БЕЗОПАСНОГО общения с ПК. Необходимо воспитать привычку у ребёнка чередовать работу на ПК с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.