МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Лето 2017

 

   

Физкульт-Ура

Попович Татьяна Николаевна,
инструктор по физической культуре

Чем занять досуг ребенка?
Физкульт-ура!

    Возраст от 5 до 7 лет – ответственный этап в развитии дошкольника. Однако он не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как седьмой год жизни. Между тем, уже в этом возрасте ребенок готовиться к поступлению в школу, и одновременно идет процесс его физического развития. Следовательно, успехи ребенка в школе или подготовительной группе во многом зависят от внимательного отношения родителей к физическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

   Двигательная деятельность, занятия физическими упражнениями активизируют важные процессы в организме, снимают психическую напряженность, способствуют правильному физическому развитию. Дошкольника очень важно знать, что такие занятия повышают умственную и физическую работоспособность, укрепляют здоровье. В результате полученных знаний у детей формируется правильное представление о значении физических упражнений, выполняемых на занятиях в детском саду и домашних условиях.

    Родители дошкольников должны знать и понимать, что помимо занятий физическими упражнениями в детском саду есть много других форм занятий физическими упражнениями, к которым нужно приучать ребенка. Это, прежде всего: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, плавание, подвижные игры и оздоровительный бег на свежем воздухе, спортивные игры, катание на лыжах и коньках,  также принятие водных процедур и закаливание. Утренняя гимнастика проводится для того, чтобы поднять мышечный тонус и настроение детей. Комплекс упражнений должен быть хорошо отработан, знаком и в достаточной степени автоматизированным. Упражнения и игры, входящие в содержание гимнастики, разучиваются на физкультурных занятиях. В оздоровительных целях утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе.

    Гимнастика, которую ребенок проводит после дневного сна, ориентирована на профилактику нарушения осанки и быстрое уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а также способствование быстрому пробуждению, поднятия мышечного и психического тонуса, создания хорошего настроения на вторую половину дня. Основное содержание гимнастики после дневного сна – общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности. В структуру занятия входят: разминка в постели, ходьба, бег, восстанавливающая дыхание и пульс пауза, общеразвивающие упражнения, подвижные игры или танцы, водные процедуры.

    В любое время года утренняя гимнастика должна заканчиваться водными процедурами. При правильно подобранных нагрузках тело ребенка покрывается легкой испариной. Это нормально, и говорит нам о том, что упражнения пошли ребенку на пользу и организм выбросил часть вредных веществ с потом наружу. Но уже через пять минут начинается процесс обратного всасывания, и часть выброшенных веществ «вернется» в организм. Чтобы этого не произошло можно насухо растереться  массажным полотенцем, обтереться влажной рукавичкой, обмыться по пояс под краном или принять душ, а также облиться водой и насухо обтереться. А еще необходимо помнить о том, что привычка к водным процедурам является одним из показателей здорового образа жизни.

    Плавание является одним из самых эффективных средств физического воспитания, способствующее всестороннему развитию двигательной функции детей и имеет большое оздоровительное и прикладное значение. В дошкольном возрасте формирование важнейших жизненно необходимых функций и систем, обеспечивающих показатели физического здоровья, в значительной мере происходит посредством физической и двигательной активности. Благодаря своим специфическим свойствам водная среда воздействует на организм, а рационально организованные занятия по плаванию, с детьми в данном возрастном диапазоне, т. е. 7 – 9 лет (оптимальный возраст для начала целенаправленных занятий), имеют большое социальное и оздоровительное значение.

    Одна из основ физической культуры – это гигиеническое воспитание, условие формирование у детей установки на здоровый образ жизни. Личная гигиена охватывает широкий круг вопросов, связанных с рациональным распорядком дня, уходом за телом, одеждой и обувью, отказом от вредных привычек. Закаливание включает систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности. Выполнение гигиенических рекомендаций в воспитании и обучении детей дошкольников позволит им вырасти здоровыми, жизнерадостными, готовыми к преодолению трудностей, с которыми они встретятся в школе.

    Одно из самых любимых и полезных занятий детей – это подвижные игры. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всестороннее влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение. Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

    В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, выносливости, сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. И от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются как в дошкольном учреждении, так и в семье, во многом зависит физическое развитие ребенка, его умственные способности и нравственные качества.