МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Репьева Т.Т., Образовательная ситуация по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)»

Репьева Татьяна Тофиковна,

воспитатель МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска»

 

Образовательная ситуация по образовательной области «Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)»

Возрастная группа: 4-5 лет

Тема: «Число 5, цифра 5»

 

Программное содержание: Закреплять представления детей об образовании чисел 4 и 5 и навыки счета в пределах пяти. Учить согласовывать числительные с существительными, к которым они относятся; запоминать число предметов. Упражнять в определении расположения предметов от самого себя (слева, справа).

Оборудование: счетная лестница, муляжи 5 яблок, 5 слив, 5 лимонов; фланелеграф, цифры от 1 до 5. Раздаточный материал: карточки, на которых изображены предметы в количестве от 3 до 5, карточки с цифрами от 1 до 5, листы бумаги с цифрами от 1 до 5, карандаши.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Справа-слева»

Дети встают в круг. Воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и просит сказать, кто справа или слева от этого ребенка. Ребенок отвечает, возвращая мяч воспитателю.

2. Счетная часть

Дети сидят за столами, расставленными буквой «П».

На верхней ступени счетной лестницы воспитатель размещает 3 сливы, а на нижней 4 яблока. Пересчитывая сливы, он говорит: “Одна слива, две сливы…”, а считая яблоки – “одно яблоко, два яблока…”, делая ударение на окончания слов. Предложить детям вместе посчитать яблоки и сливы, сравнить их количество и числа 3 и 4, задавая вопросы: “Сколько у нас слив? А сколько яблок? Чего у нас больше? (Яблок), Чего меньше? (Слив) Значит, 4 больше 3, а 3 меньше 4”.

Далее проводят игровое упражнение “Что изменилось?” По сигналу воспитателя “Ночь” дети закрывают глаза, а воспитатель меняет количественное соотношение между предметами, добавляя сливу. Открыв глаза, дети рассказывают, что изменилось. Один ребенок считает предметы, другие объясняют, чего стало больше, как получилось 4 сливы, сравнивают количество слив и яблок. По следующему сигналу “Ночь” добавляется еще одна слива. Задание повторить. В третий раз добавить яблоко, а в четвертый убрать сливу.

Сливы заменить лимонами. Воспитатель напоминает детям, что при счете слова “один” и “два” произносятся по-разному, в зависимости от того, какие предметы пересчитывают, и следит за тем, чтобы дети правильно согласовывали числительные с существительными.

Воспитатель говорит: “Сегодня мы познакомились с числом 5, а число это обозначается цифрой 5” и выставляет на фланелеграфе цифру 5.

Далее воспитатель предлагает найти на листах все цифры 5 и обвести их карандашом. Контролирует выполнение задания.

3. Подвижная игра “Найди свой автобус”

Воспитатель раздает детям “билеты” – карточки с цифрами. Дети расходятся по группе и по сигналу воспитателя “Автобусы отправляются!” встают друг за другом у стульчика с тем же номером, что и на “билете”. Воспитатель-“кондуктор” проверяет “билеты”.

4. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель предлагает детям: “Поднимите карточку те, у кого нарисовано три предмета”. Дети самостоятельно пересчитывают предметы на карточках и поднимают их. Остальные проверяют, правильно ли выполнено задание. Обратить внимание детей на то, что, хотя на карточках нарисованы разные предметы, всех их по три.

Аналогичные задания воспитатель дает детям, у которых на карточках изображено по 4 и 5 предметов. Дети обмениваются карточками, передавая их соседу справа или слева. Задание повторить.

Воспитатель расставляет на фланелеграфе цифры от 1 до 5 в произвольном порядке и просит ребенка расставить их по-порядку. Если ребенок ошибается, другой исправляет его ошибку.

5. Итог занятия.

Воспитатель спрашивает детей, чем они сегодня занимались, что нового узнали, обобщает ответы, хвалит детей.