- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Документы по ГО и ЧС
- Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
- Предписания надзорных органов, отчеты об исполнении предписаний
- Бережливый детский сад
- Паспорт дорожной безопасности
- Социальное партнерство
- Часто задаваемые вопросы
- О детском саде
- Для вас, родители
- Лето 2024
- Для родителей наших будущих воспитанников
- Для любознательных и заботливых родителей
- Для родителей будущих первоклассников
- Информация по ГО и ЧС
- ФГОС дошкольного образования родителям!
- Правила поведения родителей в МБДОУ
- Приказ об установлении платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход
- АКЦИИ
- Безопасность на дороге
- За здоровый образ жизни
- Защити свои персональные данные (памятка)
- ФОП (Федеральная образовательная программа дошкольного образования)
- Чем занять ребенка?
- Дошкольная академия
- Методический кабинет
- Аннотации к рабочим программам
- Из опыта работы
- «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Преснецова Зульфия Закиевна
- Булатова М.С. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы комбинированной направленности
- Бутеева Е.В. Экспериментирование в дошкольном образовательном учреждении как способ формирования у ребенка целостной картины мира (практико-ориентированный проект)
- Влияние сказки на личностное развитие ребенка
- Добо И.А., Булатова М.С. Образовательный проект «Мы помним, мы гордимся…» как способ реализации программного содержания в условиях дистанционного обучения
- Домбровская Т.В.
- Домбровская Т.В. Опыт работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды
- Использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста
- Использование электронных ресурсов в изобразительной деятельности дошкольника
- Личностно-ориентированные технологии организации режимных процессов
- Мастер-класс "Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии" (Преснецова З.З.)
- Михайлова Г.И. Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики
- Надо ли наказывать ребенка?
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОУ
- Организация дежурства в детском саду для детей дошкольного возраста (памятка)
- Педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации личности ребенка дошкольного возраста
- Преснецова З.З.
- Проект
- Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр с использованием шумовых музыкальных инструментов
- Речевые игры с дошкольниками
- Турганова А. Р. Развитие познавательного интереса к региональной культуре в дошкольном возрасте средствами изобразительной деятельности (опыт работы)
- Харченко Н.А., воспитатель МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска» Обобщение опыта работы по теме "Дидактические игры как метод подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте"
- Шепелева Е.В. Гендерные аспекты формирования культуры общения детей дошкольного возраста
- Яковлева И.В. Мастер-класс
- Ярохина Л.М. «Путешествие на морское дно»
- Ярохина Л.М. Мастер-класс "Профилактика агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста"
- Инновационная деятельность
- Конструирование образовательных ситуаций
- Методический проект "Увлекательная летняя прогулка"
- Наши публикации
- О федеральных государственных образовательных стандартах
- Портфолио педагога
- Ссылки на журналы и газеты
- Безопасность
- Информационная безопасность
- Противодействие коррупции
- Контакты
МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"
Яковлева И.В. Образовательный проект
Образовательный проект
«Метеорологическая станция как средство активизации познавательного интереса детей дошкольного возраста»
Яковлева Ирина Владиировна,
воспитатель МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска»
Анализируя в конце учебного года результаты мониторинга освоения основной образовательной программы по образовательной области познавательное развитие, выяснилось, что наибольшее затруднение у воспитанников нашего детского сада вызывает выявление закономерностей и установление причинно-следственных связей между явлениями живой и неживой природы, а также ориентировка во временных отношениях.
В летний период, когда пребывание ребенка согласно режиму дня для нашего региона (Южный Урал) происходит преимущественно на улице, появляется возможность больше наблюдать, экспериментировать, более тесно взаимодействовать с миром природы, увидеть многообразие проявлений мира природы не на картинке, а своими глазами, потрогать, услышать, понюхать, создать условия для «собственного эксперимента».
Для решения данных задач мы организовали на территории ДОУ метеорологическую станцию, которая представляет собой пространство для наблюдений за погодой, явлениями природы с констатацией фактов, а также дает возможность для экспериментирования, проверки гипотез, предлагаемых педагогом, сложившихся в народе или выдвинутых самим ребенком.
Цель работы на метеостанции: создание условий для формирования способности к выявлению закономерностей и установления причинно-следственных связей между явлениями живой и неживой природы, а также навыка ориентировки во временных отношениях через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеостанции.
Задачи:
- организовать опытно-исследовательскую деятельность детей в пространстве метеостанции для систематических наблюдений за погодой;
- расширить представления детей о разных аспектах взаимодействия человека с природой;
- обогатить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- знакомить с измерительными приборами, учить пользоваться ими для определения состояния погоды и ее прогнозирования;
- воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе;
- формировать умение ориентироваться в днях недели, месяцах, временах года.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Статус проекта: действующий.
Методы и способы проекта: теоретические: анализ научно-популярного материала по теме; практические: беседы и организованная деятельность, опыты и эксперименты, дидактические игры и упражнения.
Продукт проекта: методические рекомендации к устройству метеоплощадки на территории дошкольной образовательной организации; перспективный план работы с детьми в пространстве метеоплощадки.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста.
Оборудование для метеостанции:
- Экран наблюдений для фиксации полученных метеорологических данных, который включает в себя:
- мобильный календарь (число, месяц, время года);
- погодный циферблат с условными обозначениями-картинками проявлений погодных условий и стрелками;
- кармашки для картотеки народных примет и поговорок на каждый день;
- Измерительные приборы:
- сделанные своими руками: ветряки, ветровой рукав, флюгер, емкость для измерения осадков (дождемер), солнечные часы.
- природные барометры (шишки, цветы, растения, насекомые - отель для насекомых). Муравейник.
- Фабричные: термометр.
- Оборудование для опытов и наблюдений: лейки, емкости разных форм и размеров с крышками, бумага, лупа, дощечки, брызгалки, мячи; ресурсы природы (солнце, ветер, осадки, почва, растительность, обитатели животного мира: птицы, насекомые).
В нашем проекте перспективный план работы на метеостанции является схематичным и определяет только задачи и направление работы согласно общему календарно-тематическому планированию.
Перспективный план работы на метеостанции
Мероприятия | Задачи |
Что такое погода? | Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат». |
Ежедневные наблюдения на метеоплощадке. Фиксация результатов. Подведение итогов работы. Опытно-экспериментальная деятельность | Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать знания их использования, Формировать исследовательский интерес. |
Для конкретизации работы мы используем систему карточного планирования. Такое планирование позволяет моментально реагировать на изменение условий, отразить потребности конкретной ситуации, отвечая принципам мобильности, вариативности.
Планирование представляет собой набор картотек:
- Картотека погодных условий:
Если на небе солнце (карточка наблюдения за солнцем, природными явлениями, связанными с солнцем, правила безопасности при нахождении солнце).
Если на небе есть облака (карточка наблюдения за облаками: количество облаков, виды облаков, природные явления, связанные с облаками ит.д.).
Если сегодня ветрено (карточка наблюдения за ветром. Определяем силу, направления ветра, температуру ветра, природные явления, вызываемые ветром, правила безопасности при усилении ветра).
Если сегодня осадки (карточка наблюдения за дождем, из каких облаков идет дождь (или облаков нет), чем сопровождается (наличие ветра, солнца, радуги, грома, молнии и т.д.). Какие еще могут выпасть осадки (летом (град, снег…).
- Картотека необычных явлений природы (галло, радуга, шаровая молния, торнадо и.т.д.
- Картотека опытов с пометками на требующиеся погодные условия: например значок «солнышко» говорит о том, что для данного опыта нужны прямые солнечные лучи, пометка «солнышко» и «капелька» - для опыта требуется солнце и вода и т.д.
Примерный план работы на метеостанции
- Выставить актуальный календарь: число месяц день недели.
Параллельно можно повторять материал, связанный с временными отношениями. Можно использовать игры с мячом: педагог бросает ребенку мяч с вопросами: какой день недели был вчера (завтра, послезавтра)? Какой день недели будет до/после среды и т.д.? Какие дни недели считаются выходными? Назови летние (зимние, осенние, весенние) месяцы? и т.п.
- Отметить на экране наблюдения условия погоды в данный момент. Для этого мы используем погодный циферблат, передвигая стрелки на нужные параметры: солнечно, пасмурно, переменная облачность, осадки, ветер. (смотрим на небо (солнечно/пасмурно, наличие облаков), на ветряки, определяя силу и направление ветра, проверяем емкости для осадков,
- Отмечаем температуру воздуха, используя измерительные приборы и тактильные ощущения. Параллельно можно закрепить с детьми особенности одежды для определенного температурного режима и погодных условий. Можно поиграть с детьми в игру «Хорошо-плохо». Например, одна команда доказывает, что дождь (облака, солнце, ветер и т.д.) – это хорошо, другая команда, что данное явление – это плохо. Делается вывод.
- Наблюдения проводятся в зависимости от погодных условий и, опираясь на народный календарь примет. Обращаем внимание на изменение в растительном мире, на поведение птиц, насекомых. Делаем выводы.
- Проведение опытно-экспериментальной деятельности во многом зависит от погодных условий. Для метеостанции мы разработали картотеку опытов, из который педагог может выбрать подходящий на данный момент эксперимент. Например, если на улице яркое солнце, можно провести опыты, нуждающиеся в прямых солнечных лучах (такие определены пометкой «солнышко») или ветре (пометка «ветер»).
- Результаты работы на метеостанции фиксируются в дневнике наблюдений.
Планируемые результаты образовательного проекта:
- формирование навыка систематических наблюдений за погодой, умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы;
- формирование умения пользоваться измерительными приборами для определения состояния погоды и ее прогнозирования;
- понимание необходимости бережного и созидательного отношения к природе;
- формирование умения ориентироваться в днях недели, месяцах, временах года.