МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Лето 2017

 

   

Возрастные особенности шестилетних детей

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ  ДЕТЕЙ

Реформа средней общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает постепенный переход на обучение де­тей с 6-летнего возраста. Что собой представляет 6-летний ре­бенок, отличается ли от своих сверстников прошлых лет? В чем состоят различия детей 6 и 7 лет, начинающих обучение? Чему можно и нужно обучать 6-летнего ребенка? Ответы на эти и другие вопросы ищут психологи и педагоги, морфологи и фи­зиологи, врачи и социологи.

Современный 6-летний ребенок существенно отличается от своего сверстника нескольких десятилетий назад. В какой-то степени и на детей этого возраста оказало влияние явление, известное под названием акселерация, т. е. ускорение роста и развития. Сущность этих изменений состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического развития и завершении созревания организма. Однако до сих пор неясно, идут ли процессы увеличения длины тела, его массы, более ранняя смена молочных зубов на постоянные и другие проявле­ния акселерации в соматическом (телесное, физическое) раз­витии параллельно с ускорением в умственном развитии (пси­хическая акселерация). Имеются тревожные данные о наруше­нии подобной гармонии и снижении работоспособности при этом.

Тем не менее, уровень развития 6-летних детей значительно отличается от такового детей 7 лет, возраста, в котором до сих пор начиналось школьное обучение.

По многочисленным данным советских физиологов и врачей, 6-летние дети отличаются от 7-летних прежде всего по ряду по­казателей высшей нервной деятельности. Так, выработка системы условных словесных реакций (отражающих функцио­нальное состояние коры головного мозга ребенка), имеющая большое значение для обучения, у детей 7 лет происходит от­носительно быстро (после 1—4 повторений словесной инструк­ции). Для большинства же 6-летних детей свойствен более низкий уровень функций коры головного мозга.

Несмотря на возрастные различия, организм ребенка к 6 го­дам достиг уже известной степени зрелости. А многочисленные данные психологов и педагогов свидетельствуют о возрос­ших познавательных возможностях современного 6-летнего ребенка, об активном стремлении его к приобретению знаний. Все это позволило положительно ответить на вопрос о том, можно ли обучать 6-летних детей.

Вместе с тем еще не закончено развитие важнейших для обу­чения систем. Главная особенность морфофункционального раз­вития 6-летних детей состоит в незавершенности структурного и функционального развития коры головного мозга.

Известно, что деятельность коры больших полушарий голов­ного мозга определяется двумя основными процессами: воз­буждением и торможением, от соотношения которых зависит работоспособность. Чем младше ребенок, тем сильнее выраже­но у него преобладание процессов возбуждения над торможе­нием. К 6 годам значительное развитие получают такие основ­ные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако все эти свойства характеризуются неустойчивостью. Процессы возбуждения и торможения легко распространяются на большие участки коры. Особенности нервной системы детей обусловливают малую устойчивость внимания, быструю истощаемость нервной системы и, следо­вательно, утомляемость ребенка. Быстро развивающееся «ох­ранительное возбуждение» проявляется в нарастании двига­тельного беспокойства, отвлечениях во время занятий. Такие изменения поведения детей младшего возраста считаются пер­выми признаками утомления.

Кто видел кинокартину «Внимание, черепаха!» (режиссер Р. Быков), тот наверное, помнит сцену, где первоклассники, не выдержав длительного и однообразного раздражителя — чтения вслух учителем — начинают заниматься посторонними делами  (девочки играют в куклы, мальчики — в солдатики). Физиологические особенности детей таковы, что не позво­ляют    начавшим    обучение    и    занимающимся    в    младших классах школы длительно сосредоточиваться на одной и той же  работе,  подолгу  сидеть неподвижно  и  молча.  Происхо­дит непроизвольное отключение внимания. Установлено, что дети в возрасте 5—7 лет могут сохранять активное внимание в течение всего 15—20 мин.

Незавершенность развития коры головного мозга влечет за собой целый ряд психологических особенностей. У детей 6-летнего возраста непроизвольное (пассивное) внимание преобладает над произвольным, активным, а именно послед­нее необходимо для усвоения знаний. Непроизвольное внима­ние основывается на эмоциональной активности ребенка. Вни­мание дошкольника концентрируется на предмете, который оказывает сильное эмоциональное впечатление, заинтересовывает его новизной, необычностью, яркостью. Формированию произ­вольного, волевого внимания ребенка способствует участие в занятиях, играх, предполагающих наличие замысла, состав­ление плана. Это сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, конструирование, аппликация и т.п.

В дошкольном возрасте выполнение требований ребенком в значительной степени основывается на эмоциональном отно­шении его к данному, конкретному человеку, предъявляющему эти требования, — боязни наказания или ожидании награды.

Среди важных психологических особенностей детей, нахо­дящихся на границе дошкольного и школьного возраста, пси­хологи отмечают появление ориентации на социальные тре­бования. Для появления осознанного отношения к нормам общественного поведения, к социальным требованиям боль­шое значение имеют подвижные и дидактические игры с пра­вилами, особенно коллективные.

Поведением ребенка 6 лет в значительной степени еще дви­жут эмоции. Так, дисциплина 6-летних детей на уроке, в отли­чие от сознательной дисциплины школьников более старшего возраста держится в основном на эмоциональной заинтересо­ванности в уроке.

О незавершенности развития коры головного мозга детей 6 лет говорит преобладание активности правого полушария мозга, с чем связано конкретное, образное восприятие внеш­него мира. Мышление детей 6 лет носит образный, конкрет­ный характер. Крупнейший педагог К. Д. Ушинский писал, что дети младшего возраста мыслят формами, красками, звуками.

Лишь к 7—8 годам доминирующую роль начинает играть левое полушарие мозга ребенка, с чем связано развитие вто­рой сигнальной системы — восприятие речи. Это имеет зна­чение в дальнейшем в школьном обучении, основанном на вербальном, словесном преподавании многих школьных дис­циплин. В возрасте же 6 лет у детей возникают трудности при отвлечении от конкретных явлений, предметов, ситуаций.

Эти психофизиологические особенности 6-летних опреде­ляют важность применения наглядного метода в обучении. Ис­пользование разнообразных наглядных пособий на уроках (цветные картинки, кубики, кружки и др.) повышает интерес детей, делает учебный материал более доступным для восприя­тия и понимания.

У ребенка в возрасте 6 лет в стадии развития и совершен­ствования находятся зрительный и слуховой анализаторы. Острота слуха на слова — ниже, чем на тоны; только еще начинает формироваться глубинное зрение, острота зрения составляет 0,86, а способность к стереоскопическому (объем­ное) восприятию и различительная чувствительность к цвету ниже, чем в более старшем возрасте.

Возраст, о котором мы говорим, по данным офтальмологов, является наиболее ответственным периодом для формирова­ния у детей нормальной рефракции (Рефракция   глаза — преломляющая   сила   оптической   системы   глаза, выраженная в диоптриях).

В этом периоде под влиянием увеличивающейся зрительной нагрузки легко нарушается нормальное развитие глаза. Если среди 3-летних детей имеется 1,5 %, страдающих от близорукости, то в пе­риод от 5 до 6 лет — их втрое больше (4—5 %). Ограничение видов занятий, требующих напряжения зрения, облегчение зрительного восприятия учебного материала, в том числе оформление школьных учебников в соответствии с гигиени­ческими требованиями (достаточная высота шрифта и длина строки, отвечающие возрастным особенностям, использование цвета в иллюстрациях и т. п.),— все это направлено на ох­рану зрения детей, предупреждение близорукости.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется и разви­вается мышечная система, а также нервная регуляция ее деятельности. Дети становятся способными выполнять раз­нообразные физические упражнения, требующие определен­ной координации (согласованность) движений. Они овладе­вают умением быстро бегать, прыгать. Им становятся доступ­ны движения, необходимые для рисования, лепки, плетения, хотя и выполняемые с трудом. У 6-летнего ребенка еще слабо развиты мелкие мышцы пальцев и кистей рук, поэтому нагруз­ка на них должна быть ограничена, иначе быстро наступает утомлении, и могут появиться нарушения в здоровье.

Не получили еще полного развития опорно-двигательный аппарат ребенка, костная и мышечная системы. Не закончено окостенение всех отделов грудной клетки ребенка. Достаточно развиты крупные мышцы тела, рук, ног, но мелкие мышцы спи­ны, имеющие большое значение в удержании правильного по­ложения позвоночника, относительно слабы, и позвоночник легко поддается деформирующим влияниям. В дошкольном возрасте отмечается преобладание тонуса мышц сгибателей над разгибателями, поэтому дети часто принимают неправильные по­зы (наклоненная голова, сутулая спина, запавшая грудь). Неправильная поза во время занятий, увеличение статической нагрузки при длительном сидении, неравномерность (асим­метрия) нагрузки на мышцы правой и левой половины тела легко вызывают сначала временные, так называемые функцио­нальные, а затем и стойкие искривления позвоночника. В ко­нечном счете, нарушается формирование осанки ребенка. Для предупреждения деформаций большое значение имеют уп­ражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота, особен­но мышц разгибателей, а также такие виды двигательной ак­тивности как ходьба, бег, лазание и т. п.

На 6-м и 7-м годах жизни происходит интенсивный рост размеров и массы тела. Годовая прибавка роста (длины тела) возрастает до 8—10 см. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2—2,5 кг, окружность грудной клетки увеличива­ется на 2,0—2,5 см. В связи с разным темпом роста частей тела ребенка меняются пропорции тела: относительно удлиня­ются ноги, руки, туловище. В 5—6 лет начинается смена мо­лочных зубов на постоянные.

Продолжает совершенствоваться работа внутренних орга­нов. Частота дыхания уменьшается до 26—22 дыхательных движений в минуту, глубже становится вдох и продолжи­тельнее выдох. В этом возрасте наблюдаются значительные изменения в строении и деятельности органов кровообраще­ния: в период от 5 до 6 лет увеличивается масса сердца (до 80 г), нарастает сила сердечных мышц и выносливость сердца. Частота сердечных сокращений у детей 6 лет колеблется от 90 до 95 ударов в минуту. Артериальное давление составляет 95/58 мм ртутного столба.

Интенсивное развитие организма делает 5—6-летнего ребен­ка очень чувствительным к различным неблагоприятным влия­ниям, нередко приводит к так называемым функциональным расстройствам, т. е. изменениям, повышающим риск заболе­ваний. Нередко начало школьного обучения как бы выявляет (провоцирует) те отклонения в здоровье, которые были у ребенка ранее и протекали скрыто, незаметно.

В связи с интенсивным и неравномерным темпом развития различных систем организма и особенностями условий жизни, дети одного возраста имеют значительные индивидуальные различия в состоянии здоровья и уровне функционального развития. Не у всех детей, достигших 6-летнего возраста, по­лучают достаточное развитие те функции и системы, которые испытывают большую нагрузку на начальном этапе школьного обучения. Чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и вы­полнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня физического и пси­хического развития, так называемой школьной зрелости. Не­достаточная функциональная готовность ребенка к школе свя­зана не с общим отставанием в развитии организма, а с недостаточностью тех функций, которые необходимы для обучения в школе.

Это касается прежде всего развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе процесса обучения. Должны быть выработаны способность тормозить на определенное время свойственную де­тям высокую двигательную активность, умение без излишнего напряжения мышц сохранять необходимую рабочую позу. Для выполнения письма и рисования необходимы опре­деленное развитие мелких мышц кисти, координация (согла­сованность) движений пальцев рук. Важную роль в дальней­шем обучении играет совершенствование речи ребенка.

Развитие психики, моторики и речи в целом определяют уровень функциональной готовности детей к школе.

 ПОДГОТОВКА РЕБЕНКАК ШКОЛЕ И ПРИВЫКАНИЕ ЕГО К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ребенок должен прийти в школу достаточно подготовлен­ным. Это не значит, что дети, идущие в школу, уже должны уметь читать и писать. Безусловно, родители не могут в пол­ной мере заменить учителя, так как не владеют методикой обу­чения чтению и письму, которая принята в современной школе. Учителю приходится переучивать детей, которых начали обу­чать родители, а это трудно и для учителя, и, особенно, для первоклассника.

Однако родители могут и должны подготовить ребенка к шко­ле (тем более, если он не посещает детский сад), проводя ежедневные обязательные занятия, как только ему испол­нится 5 лет. Необходимо приучать малыша к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосре­доточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учеба. В част­ности, умению сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сна­чала 10—15, затем 15—20 мин.
Обратите внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций — речи. Хорошо развивают кисть руки занятия ри­сованием, лепка из пластилина, конструирование, изготов­ление различных поделок. Попросите сына или дочь изобра­зить орнамент, состоящий из повторений определенных фигур (палочек, зигзагов, кружочков и т.п.). Пои конструировании желательно пользоваться мелкими деталями. Научите ребенка под контролем взрослого пользоваться ножницами с закруг­ленными тупыми концами, поручите ему вырезать из бумаги, ткани различные фигурки. Очень полезны все виды руко­делия: вышивание, вязание крючком и т. п. Их надо обяза­тельно включать в занятия с детьми.

Один или два раза в неделю следует заниматься специаль­ной подготовкой руки ребенка к письму. Помогут вам спе­циальные пособия («Тетрадь для подготовки дошкольников к письму»), содержащие образцы бордюров, узо­ров и элементов письма, помогающие детям освоить приемы движения пальцев и кисти руки, необходимые для дальней­шего овладения навыком письма в школе. Следует помнить, что 5—6-летний ребенок не может писать непрерывно более 3 мин, он устает, появляются ошибки, поэтому через 2—3 мин нужно сделать перерыв — провести физкультпаузу,  во время которой ребенок несколько раз должен сжать в ку­лак пальцы и разжать их. Запомните: малышу необходима похвала даже за небольшие успехи в освоении навыков письма.

Развитию и совершенствованию важной психической функ­ции — речи — служат заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок, рассказов, их пересказ, составление рассказа по картинке, об увиденном на прогулке, в кино, по телевидению. Во время рассказа ребенка обращайте внима­ние на произношение звуков, слов, правильность понимания содержания. Ошибки надо мягко, но настойчиво исправлять.

Навык правильной речи приобретается в раннем детстве — дома, в дошкольном учреждении. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, обобщению, к осозна­нию своих действий. Без умения правильно и четко выражать свои мысли, произносить звуки ребенок не сможет научиться грамотно писать.
Наличие у ребенка дефектов речи (заикание, неправиль­ность произношения звуков) может затруднить его обучение. Для правильного формирования навыков чтения необходимо еще до начала обучения в школе устранить имеющиеся у ребен­ка дефекты речи. Врач-логопед определит степень речевого на­рушения, проведет специальные занятия, даст советы родите­лям. Если те или иные нарушения речи имеются у 6-летнего ребенка уже приступившего к школьным занятиям, то не поздно начать заниматься у логопеда и обучаясь в первом классе школы.

С приходом в школу изменяется весь образ жизни и дея­тельности ребенка. Первый год обучения является одним из су­щественных переломных периодов в жизни ребенка, ведь от того, как пойдет приспособление (адаптация), привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работо­способность, состояние здоровья, успешность учебы в началь­ной школе и в последующие годы.

Школа предъявляет новые, большие и разнообразные тре­бования к организму ребенка — интеллектуальные, физи­ческие и социальные. Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад его жиз­ни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учеб­ные занятия. Они требуют напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребен­ка 6 лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная актив­ность ребенка становится в 2 раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Опыт показывает, что не все де­ти готовы к этому. Некоторые «не умеют принимать помощь»» учителя, и это сказывается на результатах обучения. Первоклассникам необходимо научиться выполнять требования школьной дисциплины. Появляются новые школьные обязан­ности, связанные с учебной работой.

Большинство 6-летних детей по уровню интеллектуального развития могут обучаться в школе, но детям в этом возрасте очень трудно переносить социально-личностную нагрузку, в которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих шестилеток-первоклассников трудна со (скрытность, злобность, агрессивность, повышенная тревож­ность и напряженность), затрудняющих взаимоотношения со сверстниками в классе и с учителем. Такие дети невни­мательны на уроках, так как полностью сосредоточены на своих внутренних переживаниях. Постоянная нагрузка на нервную систему быстро приводит ребенка к утомлению и может вызвать заболевание.

Дети, живущие в неблагоприятных семейных условиях, как правило, оказываются без должного контроля со стороны взрослых, нередко бывают предоставлены сами себе. Не умея еще правильно организовать свое время, дети не ложатся во­время спать, засиживаются перед телевизором, у них наруша­ется режим питания и отдыха на свежем воздухе — все это уменьшает работоспособность и повышает утомляемость при учебе. Повышенное внимание со стороны педагога до некото­рой степени может восполнить недостаток родительской за­боты и помочь этим детям в преодолении трудностей на на­чальном этапе обучения.

Но даже и в благополучных семьях не всегда складываются правильные взаимоотношения родителей с детьми. Нередко создается культ ребенка, воспитывается сознание исключи­тельности личности, или же имеет место неровное отношение к ребенку, несогласованность воспитательных действий роди­телей. Правильное, доброжелательное отношение родителей к детям 5—6 лет, понимание их внутреннего мира оказывает по­ложительное влияние на формирование личности, преду­преждает появление нарушений в характере ребенка, которые затрудняют его взаимоотношения в классе с другими детьми, жизнь и учебу в коллективе.

Не все дети, достигшие 6-летнего возраста, по медико-педа­гогическим критериям могут начать учебу в школе без ущерба для их здоровья и дальнейшего развития. Чтобы исключить неблагоприятные последствия раннего обучения, врачами и пе­дагогами уже у 5-летних детей определяется функциональная готовность к школе, оценивается здоровье на основании углуб­ленного медицинского осмотра детским врачом дошкольного учреждения или детской поликлиники с привлечением вра­чей разных специальностей — невропатолога, окулиста, хи­рурга, стоматолога и др. На основании этого даются рекомен­дации о необходимости предварительного оздоровления, лече­ния ребенка, коррекции (исправления) недостающего уровня развития тех или иных функций, необходимых для обучения в школе. Проверка эффективности проведенных мероприятий при повторном осмотре дает возможность сделать квалифици­рованное заключение о том, может ли ребенок в 6 лет идти в школу  или  же  он  нуждается  во  временной   (на  один  год) отсрочке в связи с отклонениями в состоянии здоровья.

В настоящее время обучение 6-летних детей по программе первого класса школы организуется как в школе, так и в детском саду. Как показывают врачебные наблюдения, детям 6 лет, функционально неготовым к школе или имеющим откло­нения в состоянии здоровья, лучше обучаться в детском саду, где больше возможностей для оздоровления, закаливания, где наряду с обязательными занятиями много внимания уделяет­ся общему развитию, шире возможности для учета индиви­дуальных особенностей ребенка. Нельзя не учитывать и бла­гоприятный психологический микроклимат дошкольного уч­реждения, привычность обстановки.