МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Лето 2017

 

   

Скоро в школу

СКОРО В ШКОЛУ!

Вот и заканчивается последний год пребывания ребенка в детском саду. Скоро перед ним распахнет свои двери школа и начнется новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Маленький школьник вступит в «эру вос­хождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). А пока он только еще приближается к школьному порогу. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства, надежды, стремления пробудит он в душе, в ог­ромной мере зависит от того, что приобрел он за годы до­школьного детства.

Прежде всего, укрепилось здоровье ребенка, он стал более закаленным, работоспособным. Он хорошо физически развит. А это значит, что все параметры его физического развития не имеют  отрицательных  отклонений  от  нормы  и  даже  иногда несколько опережают ее.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, со­отношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки перекрыть левую ушную раковину (филиппинский тест). Все перечислен­ные позитивные изменения физического развития служат пока­зателями биологической зрелости ребенка, необходимой для на­чала школьного обучения.

Говоря о физическом развитии будущего школьника, следует также отметить его успехи в освоении движений, появление по­лезных двигательных качеств (ловкости, быстроты, силы, точнос­ти, координации движений). В процессе разнообразных и спе­циально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мус­кулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

За годы дошкольного детства у ребенка сформировались цен­ные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зу­бы, следить за внешним видом и т. п.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности за­нятий спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно.

Сложились интеллектуальные предпосылки для начала сис­тематического школьного обучения. Это проявляется в возрос­ших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функцио­нальных, причинно-следственных.

За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд позна­вательных умений. Это умения дифференцированного воспри­ятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсор­ных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные при­знаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение — принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения реко­мендациями педагога или разрешить ее самостоятельно, исполь­зуя известные способы (сравнение, анализ, измерение и т. п.), понятно выразить в речи итог познания. Главное — это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять эле­ментарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения вос­питателя. Без этих умений начало школьного обучения ослож­няется многими трудностями и психическими перегрузками.

Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито во­ображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятель­ности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стрем­лении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли — ученика. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотноше­ний. Ребенок использует разные формы общения: деловое, по­знавательное, личностное.  Его речевые умения разнообразны. Он  умеет выслушать и  понять речь собеседника,  достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения,  составить связный рассказ.  Его сло­варный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.

Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольнос­ти очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребен­ком своей активностью еще преждевременно.

В поведении и отношении к окружающему у ребенка про­являются   черты   общей   гуманистической   направленности.   Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивы­ми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их за­ставляет пережить чувство огорчения. Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро — зло, справедливо — несправедливо, хорошо — плохо).

Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он ак­тивен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближай­шему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус.

Встречая маленьких школьников на пороге новой жизни, учителя с улыбкой говорят: «Добро пожаловать, дети! Школа ждет вас!»

 

Пожелаем же и мы им успехов и радости на трудной и ув­лекательной дороге к знаниям!