- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Документы по ГО и ЧС
- Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
- Предписания надзорных органов, отчеты об исполнении предписаний
- Бережливый детский сад
- Паспорт дорожной безопасности
- Социальное партнерство
- Часто задаваемые вопросы
- О детском саде
- Для вас, родители
- Лето 2024
- Для родителей наших будущих воспитанников
- Для любознательных и заботливых родителей
- Для родителей будущих первоклассников
- Информация по ГО и ЧС
- ФГОС дошкольного образования родителям!
- Правила поведения родителей в МБДОУ
- Приказ об установлении платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход
- АКЦИИ
- Безопасность на дороге
- За здоровый образ жизни
- Защити свои персональные данные (памятка)
- ФОП (Федеральная образовательная программа дошкольного образования)
- Чем занять ребенка?
- Дошкольная академия
- Методический кабинет
- Безопасность
- Информационная безопасность
- Противодействие коррупции
- Контакты
МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"
Возрастные особенности шестилетних детей
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
Реформа средней общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Что собой представляет 6-летний ребенок, отличается ли от своих сверстников прошлых лет? В чем состоят различия детей 6 и 7 лет, начинающих обучение? Чему можно и нужно обучать 6-летнего ребенка? Ответы на эти и другие вопросы ищут психологи и педагоги, морфологи и физиологи, врачи и социологи.
Современный 6-летний ребенок существенно отличается от своего сверстника нескольких десятилетий назад. В какой-то степени и на детей этого возраста оказало влияние явление, известное под названием акселерация, т. е. ускорение роста и развития. Сущность этих изменений состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического развития и завершении созревания организма. Однако до сих пор неясно, идут ли процессы увеличения длины тела, его массы, более ранняя смена молочных зубов на постоянные и другие проявления акселерации в соматическом (телесное, физическое) развитии параллельно с ускорением в умственном развитии (психическая акселерация). Имеются тревожные данные о нарушении подобной гармонии и снижении работоспособности при этом.
Тем не менее, уровень развития 6-летних детей значительно отличается от такового детей 7 лет, возраста, в котором до сих пор начиналось школьное обучение.
По многочисленным данным советских физиологов и врачей, 6-летние дети отличаются от 7-летних прежде всего по ряду показателей высшей нервной деятельности. Так, выработка системы условных словесных реакций (отражающих функциональное состояние коры головного мозга ребенка), имеющая большое значение для обучения, у детей 7 лет происходит относительно быстро (после 1—4 повторений словесной инструкции). Для большинства же 6-летних детей свойствен более низкий уровень функций коры головного мозга.
Несмотря на возрастные различия, организм ребенка к 6 годам достиг уже известной степени зрелости. А многочисленные данные психологов и педагогов свидетельствуют о возросших познавательных возможностях современного 6-летнего ребенка, об активном стремлении его к приобретению знаний. Все это позволило положительно ответить на вопрос о том, можно ли обучать 6-летних детей.
Вместе с тем еще не закончено развитие важнейших для обучения систем. Главная особенность морфофункционального развития 6-летних детей состоит в незавершенности структурного и функционального развития коры головного мозга.
Известно, что деятельность коры больших полушарий головного мозга определяется двумя основными процессами: возбуждением и торможением, от соотношения которых зависит работоспособность. Чем младше ребенок, тем сильнее выражено у него преобладание процессов возбуждения над торможением. К 6 годам значительное развитие получают такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако все эти свойства характеризуются неустойчивостью. Процессы возбуждения и торможения легко распространяются на большие участки коры. Особенности нервной системы детей обусловливают малую устойчивость внимания, быструю истощаемость нервной системы и, следовательно, утомляемость ребенка. Быстро развивающееся «охранительное возбуждение» проявляется в нарастании двигательного беспокойства, отвлечениях во время занятий. Такие изменения поведения детей младшего возраста считаются первыми признаками утомления.
Кто видел кинокартину «Внимание, черепаха!» (режиссер Р. Быков), тот наверное, помнит сцену, где первоклассники, не выдержав длительного и однообразного раздражителя — чтения вслух учителем — начинают заниматься посторонними делами (девочки играют в куклы, мальчики — в солдатики). Физиологические особенности детей таковы, что не позволяют начавшим обучение и занимающимся в младших классах школы длительно сосредоточиваться на одной и той же работе, подолгу сидеть неподвижно и молча. Происходит непроизвольное отключение внимания. Установлено, что дети в возрасте 5—7 лет могут сохранять активное внимание в течение всего 15—20 мин.
Незавершенность развития коры головного мозга влечет за собой целый ряд психологических особенностей. У детей 6-летнего возраста непроизвольное (пассивное) внимание преобладает над произвольным, активным, а именно последнее необходимо для усвоения знаний. Непроизвольное внимание основывается на эмоциональной активности ребенка. Внимание дошкольника концентрируется на предмете, который оказывает сильное эмоциональное впечатление, заинтересовывает его новизной, необычностью, яркостью. Формированию произвольного, волевого внимания ребенка способствует участие в занятиях, играх, предполагающих наличие замысла, составление плана. Это сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность, конструирование, аппликация и т.п.
В дошкольном возрасте выполнение требований ребенком в значительной степени основывается на эмоциональном отношении его к данному, конкретному человеку, предъявляющему эти требования, — боязни наказания или ожидании награды.
Среди важных психологических особенностей детей, находящихся на границе дошкольного и школьного возраста, психологи отмечают появление ориентации на социальные требования. Для появления осознанного отношения к нормам общественного поведения, к социальным требованиям большое значение имеют подвижные и дидактические игры с правилами, особенно коллективные.
Поведением ребенка 6 лет в значительной степени еще движут эмоции. Так, дисциплина 6-летних детей на уроке, в отличие от сознательной дисциплины школьников более старшего возраста держится в основном на эмоциональной заинтересованности в уроке.
О незавершенности развития коры головного мозга детей 6 лет говорит преобладание активности правого полушария мозга, с чем связано конкретное, образное восприятие внешнего мира. Мышление детей 6 лет носит образный, конкретный характер. Крупнейший педагог К. Д. Ушинский писал, что дети младшего возраста мыслят формами, красками, звуками.
Лишь к 7—8 годам доминирующую роль начинает играть левое полушарие мозга ребенка, с чем связано развитие второй сигнальной системы — восприятие речи. Это имеет значение в дальнейшем в школьном обучении, основанном на вербальном, словесном преподавании многих школьных дисциплин. В возрасте же 6 лет у детей возникают трудности при отвлечении от конкретных явлений, предметов, ситуаций.
Эти психофизиологические особенности 6-летних определяют важность применения наглядного метода в обучении. Использование разнообразных наглядных пособий на уроках (цветные картинки, кубики, кружки и др.) повышает интерес детей, делает учебный материал более доступным для восприятия и понимания.
У ребенка в возрасте 6 лет в стадии развития и совершенствования находятся зрительный и слуховой анализаторы. Острота слуха на слова — ниже, чем на тоны; только еще начинает формироваться глубинное зрение, острота зрения составляет 0,86, а способность к стереоскопическому (объемное) восприятию и различительная чувствительность к цвету ниже, чем в более старшем возрасте.
Возраст, о котором мы говорим, по данным офтальмологов, является наиболее ответственным периодом для формирования у детей нормальной рефракции (Рефракция глаза — преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях).
В этом периоде под влиянием увеличивающейся зрительной нагрузки легко нарушается нормальное развитие глаза. Если среди 3-летних детей имеется 1,5 %, страдающих от близорукости, то в период от 5 до 6 лет — их втрое больше (4—5 %). Ограничение видов занятий, требующих напряжения зрения, облегчение зрительного восприятия учебного материала, в том числе оформление школьных учебников в соответствии с гигиеническими требованиями (достаточная высота шрифта и длина строки, отвечающие возрастным особенностям, использование цвета в иллюстрациях и т. п.),— все это направлено на охрану зрения детей, предупреждение близорукости.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется и развивается мышечная система, а также нервная регуляция ее деятельности. Дети становятся способными выполнять разнообразные физические упражнения, требующие определенной координации (согласованность) движений. Они овладевают умением быстро бегать, прыгать. Им становятся доступны движения, необходимые для рисования, лепки, плетения, хотя и выполняемые с трудом. У 6-летнего ребенка еще слабо развиты мелкие мышцы пальцев и кистей рук, поэтому нагрузка на них должна быть ограничена, иначе быстро наступает утомлении, и могут появиться нарушения в здоровье.
Не получили еще полного развития опорно-двигательный аппарат ребенка, костная и мышечная системы. Не закончено окостенение всех отделов грудной клетки ребенка. Достаточно развиты крупные мышцы тела, рук, ног, но мелкие мышцы спины, имеющие большое значение в удержании правильного положения позвоночника, относительно слабы, и позвоночник легко поддается деформирующим влияниям. В дошкольном возрасте отмечается преобладание тонуса мышц сгибателей над разгибателями, поэтому дети часто принимают неправильные позы (наклоненная голова, сутулая спина, запавшая грудь). Неправильная поза во время занятий, увеличение статической нагрузки при длительном сидении, неравномерность (асимметрия) нагрузки на мышцы правой и левой половины тела легко вызывают сначала временные, так называемые функциональные, а затем и стойкие искривления позвоночника. В конечном счете, нарушается формирование осанки ребенка. Для предупреждения деформаций большое значение имеют упражнения для мышц плечевого пояса, спины и живота, особенно мышц разгибателей, а также такие виды двигательной активности как ходьба, бег, лазание и т. п.
На 6-м и 7-м годах жизни происходит интенсивный рост размеров и массы тела. Годовая прибавка роста (длины тела) возрастает до 8—10 см. Увеличение массы тела составляет ежегодно 2,2—2,5 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,0—2,5 см. В связи с разным темпом роста частей тела ребенка меняются пропорции тела: относительно удлиняются ноги, руки, туловище. В 5—6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные.
Продолжает совершенствоваться работа внутренних органов. Частота дыхания уменьшается до 26—22 дыхательных движений в минуту, глубже становится вдох и продолжительнее выдох. В этом возрасте наблюдаются значительные изменения в строении и деятельности органов кровообращения: в период от 5 до 6 лет увеличивается масса сердца (до 80 г), нарастает сила сердечных мышц и выносливость сердца. Частота сердечных сокращений у детей 6 лет колеблется от 90 до 95 ударов в минуту. Артериальное давление составляет 95/58 мм ртутного столба.
Интенсивное развитие организма делает 5—6-летнего ребенка очень чувствительным к различным неблагоприятным влияниям, нередко приводит к так называемым функциональным расстройствам, т. е. изменениям, повышающим риск заболеваний. Нередко начало школьного обучения как бы выявляет (провоцирует) те отклонения в здоровье, которые были у ребенка ранее и протекали скрыто, незаметно.
В связи с интенсивным и неравномерным темпом развития различных систем организма и особенностями условий жизни, дети одного возраста имеют значительные индивидуальные различия в состоянии здоровья и уровне функционального развития. Не у всех детей, достигших 6-летнего возраста, получают достаточное развитие те функции и системы, которые испытывают большую нагрузку на начальном этапе школьного обучения. Чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости. Недостаточная функциональная готовность ребенка к школе связана не с общим отставанием в развитии организма, а с недостаточностью тех функций, которые необходимы для обучения в школе.
Это касается прежде всего развития психики ребенка, быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе процесса обучения. Должны быть выработаны способность тормозить на определенное время свойственную детям высокую двигательную активность, умение без излишнего напряжения мышц сохранять необходимую рабочую позу. Для выполнения письма и рисования необходимы определенное развитие мелких мышц кисти, координация (согласованность) движений пальцев рук. Важную роль в дальнейшем обучении играет совершенствование речи ребенка.
Развитие психики, моторики и речи в целом определяют уровень функциональной готовности детей к школе.
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКАК ШКОЛЕ И ПРИВЫКАНИЕ ЕГО К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Ребенок должен прийти в школу достаточно подготовленным. Это не значит, что дети, идущие в школу, уже должны уметь читать и писать. Безусловно, родители не могут в полной мере заменить учителя, так как не владеют методикой обучения чтению и письму, которая принята в современной школе. Учителю приходится переучивать детей, которых начали обучать родители, а это трудно и для учителя, и, особенно, для первоклассника.
Однако родители могут и должны подготовить ребенка к школе (тем более, если он не посещает детский сад), проводя ежедневные обязательные занятия, как только ему исполнится 5 лет. Необходимо приучать малыша к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школьная учеба. В частности, умению сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сначала 10—15, затем 15—20 мин.
Обратите внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций — речи. Хорошо развивают кисть руки занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок. Попросите сына или дочь изобразить орнамент, состоящий из повторений определенных фигур (палочек, зигзагов, кружочков и т.п.). Пои конструировании желательно пользоваться мелкими деталями. Научите ребенка под контролем взрослого пользоваться ножницами с закругленными тупыми концами, поручите ему вырезать из бумаги, ткани различные фигурки. Очень полезны все виды рукоделия: вышивание, вязание крючком и т. п. Их надо обязательно включать в занятия с детьми.
Один или два раза в неделю следует заниматься специальной подготовкой руки ребенка к письму. Помогут вам специальные пособия («Тетрадь для подготовки дошкольников к письму»), содержащие образцы бордюров, узоров и элементов письма, помогающие детям освоить приемы движения пальцев и кисти руки, необходимые для дальнейшего овладения навыком письма в школе. Следует помнить, что 5—6-летний ребенок не может писать непрерывно более 3 мин, он устает, появляются ошибки, поэтому через 2—3 мин нужно сделать перерыв — провести физкультпаузу, во время которой ребенок несколько раз должен сжать в кулак пальцы и разжать их. Запомните: малышу необходима похвала даже за небольшие успехи в освоении навыков письма.
Развитию и совершенствованию важной психической функции — речи — служат заучивание песен, прослушивание стихотворений, сказок, рассказов, их пересказ, составление рассказа по картинке, об увиденном на прогулке, в кино, по телевидению. Во время рассказа ребенка обращайте внимание на произношение звуков, слов, правильность понимания содержания. Ошибки надо мягко, но настойчиво исправлять.
Навык правильной речи приобретается в раннем детстве — дома, в дошкольном учреждении. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, обобщению, к осознанию своих действий. Без умения правильно и четко выражать свои мысли, произносить звуки ребенок не сможет научиться грамотно писать.
Наличие у ребенка дефектов речи (заикание, неправильность произношения звуков) может затруднить его обучение. Для правильного формирования навыков чтения необходимо еще до начала обучения в школе устранить имеющиеся у ребенка дефекты речи. Врач-логопед определит степень речевого нарушения, проведет специальные занятия, даст советы родителям. Если те или иные нарушения речи имеются у 6-летнего ребенка уже приступившего к школьным занятиям, то не поздно начать заниматься у логопеда и обучаясь в первом классе школы.
С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, ведь от того, как пойдет приспособление (адаптация), привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующие годы.
Школа предъявляет новые, большие и разнообразные требования к организму ребенка — интеллектуальные, физические и социальные. Ребенок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад его жизни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка 6 лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в 2 раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые «не умеют принимать помощь»» учителя, и это сказывается на результатах обучения. Первоклассникам необходимо научиться выполнять требования школьной дисциплины. Появляются новые школьные обязанности, связанные с учебной работой.
Большинство 6-летних детей по уровню интеллектуального развития могут обучаться в школе, но детям в этом возрасте очень трудно переносить социально-личностную нагрузку, в которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих шестилеток-первоклассников трудна со (скрытность, злобность, агрессивность, повышенная тревожность и напряженность), затрудняющих взаимоотношения со сверстниками в классе и с учителем. Такие дети невнимательны на уроках, так как полностью сосредоточены на своих внутренних переживаниях. Постоянная нагрузка на нервную систему быстро приводит ребенка к утомлению и может вызвать заболевание.
Дети, живущие в неблагоприятных семейных условиях, как правило, оказываются без должного контроля со стороны взрослых, нередко бывают предоставлены сами себе. Не умея еще правильно организовать свое время, дети не ложатся вовремя спать, засиживаются перед телевизором, у них нарушается режим питания и отдыха на свежем воздухе — все это уменьшает работоспособность и повышает утомляемость при учебе. Повышенное внимание со стороны педагога до некоторой степени может восполнить недостаток родительской заботы и помочь этим детям в преодолении трудностей на начальном этапе обучения.
Но даже и в благополучных семьях не всегда складываются правильные взаимоотношения родителей с детьми. Нередко создается культ ребенка, воспитывается сознание исключительности личности, или же имеет место неровное отношение к ребенку, несогласованность воспитательных действий родителей. Правильное, доброжелательное отношение родителей к детям 5—6 лет, понимание их внутреннего мира оказывает положительное влияние на формирование личности, предупреждает появление нарушений в характере ребенка, которые затрудняют его взаимоотношения в классе с другими детьми, жизнь и учебу в коллективе.
Не все дети, достигшие 6-летнего возраста, по медико-педагогическим критериям могут начать учебу в школе без ущерба для их здоровья и дальнейшего развития. Чтобы исключить неблагоприятные последствия раннего обучения, врачами и педагогами уже у 5-летних детей определяется функциональная готовность к школе, оценивается здоровье на основании углубленного медицинского осмотра детским врачом дошкольного учреждения или детской поликлиники с привлечением врачей разных специальностей — невропатолога, окулиста, хирурга, стоматолога и др. На основании этого даются рекомендации о необходимости предварительного оздоровления, лечения ребенка, коррекции (исправления) недостающего уровня развития тех или иных функций, необходимых для обучения в школе. Проверка эффективности проведенных мероприятий при повторном осмотре дает возможность сделать квалифицированное заключение о том, может ли ребенок в 6 лет идти в школу или же он нуждается во временной (на один год) отсрочке в связи с отклонениями в состоянии здоровья.
В настоящее время обучение 6-летних детей по программе первого класса школы организуется как в школе, так и в детском саду. Как показывают врачебные наблюдения, детям 6 лет, функционально неготовым к школе или имеющим отклонения в состоянии здоровья, лучше обучаться в детском саду, где больше возможностей для оздоровления, закаливания, где наряду с обязательными занятиями много внимания уделяется общему развитию, шире возможности для учета индивидуальных особенностей ребенка. Нельзя не учитывать и благоприятный психологический микроклимат дошкольного учреждения, привычность обстановки.