МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Лето 2017

 

   

Играем в школу

Домбровская Татьяна Владимировна,
воспитатель высшей категории,

специалист ознакомлению дошкольников
с социальной действительностью

Чем занять досуг ребенка?
Играем в школу!

    Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

     Хорошо, если у вашего малыша есть друзья и можно предложить им поиграть в игру «Школа».

Игра «Школа»

     Цель: снять страх перед школой, облегчить будущую адаптацию к школе.
     Описание игры.
     1-я часть. «Школа для животных».
     Из общего числа детей выбираются те, кто не боится школы. Каждый ребенок по желанию выбирает для себя роль какого-либо животного (трясущегося от страха зайца, агрессивного тигра). «Животные»  рассаживаются за парты, входит «учитель» (ведущий) и начинает урок. «Животные ведут себя в соответствии со своей ролью.
Если оказывается, что дети боятся не школы, а учителя, то его роль играет один из ребят: «Здравствуйте, звери! Кто выучил домашнее задание? К доске пойдет и нарисует морковку заяц». Сюжет развивают сами дети.
     2-я часть. «Школа для людей»
     Если в первой части допускались различные «звериные» ситуации, то во второй школа представлена как нечто «возвышенное», доброе. Проводится урок рисования. Дети рисуют сюжет «Школа», один из детей выполняет роль учителя.
Можно модифицировать урок рисования. «Учитель» рисует на доске какую-либо фигуру (круг, квадрат). Дети перерисовывают эти фигуры. «Учитель» хвалит своих учеников.

     Советуем познакомить ребенка с его учителем еще до официального начала занятий. Лучше, если бы педагог расположил ребенка к себе и ему захотелось бы заниматься у этого учителя.
Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
     Предложите ребенку нарисовать план дороги до школы. Поговорить о правилах перехода через дорогу, вспомнить правила дорожного движения, сигналы светофора. Для этого подойдет дидактическая игра «Мы изучаем правила дорожного движения».
    Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки. Составьте приблизительный режим дня, стараясь, чтобы ребенок вставал утром и ложился спать в одно и то же время. Будет намного интереснее, если ребенок подберет иллюстрации и составит свой режим дня. Для этого вы вместе посчитаете, сколько минут уходит на умывание, одевание, еду и т.д.
    Если ребенок плохо ориентируется в часах, постарайтесь заранее научить его – так ему будет легче научиться беречь свое время.
    Перед походом в школу ребенка нужно научить анализировать свое поведение, сравнивать его с общепринятыми нормами, стараться развить чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстников. Поиграйте с ребенком в игры, которые научат его выдержке и терпению:
    «Терпелки»: кто последним заговорит, тот выиграл.
    «Смешилки»: кто засмеется последним или не засмеется вообще, тот выиграл.
    Можно заранее попросить ребенка поставить себе оценку за поведение («Почему ты поставил себе такую оценку?»). Главное, чтобы ребенок умел правильно оценивать свое поведение и хотел становиться умнее.
    Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
    Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
    Можно рассмотреть с ребенком картину (например «Новенькая»), поговорить о том, что нужно сделать, чтобы тебя легко приняли в коллектив (подойти, приветливо поздороваться, представиться) сказать, что если хочешь быстрее привыкнуть, то надо самому подходить и что-то предлагать.
    Рассмотреть с ребенком 3 ситуации:
    - новенький подходит сам;
    - новенького вводит и представляет учитель;
    - новенький очень робкий и стеснительный.
    Полезно, чтобы мама или папа рассказали ребенку, как они сами пошли в первый класс.