МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Над книгой нужно трудиться

Кезик Нина Максимовна,воспитатель высшей категории,
специалист по знакомству дошкольников
с художественной литературой

Чем занять досуг ребенка?
Над книгой нужно трудиться!

     Ваш ребенок вырос, и вы вместе с ним собираетесь в школу. Ваш ребенок полюбил книгу, но воспитание читателя в человеке длится всю жизнь, значит, для вас наступает новый этап общения с ребенком, держащим в руках книгу.
     Никто не станет отрицать, что над книгой нужно трудиться, думать. Ее смысл, ее секреты не открываются вдруг. Подготовкой читателя в дошкольнике надо заниматься, чтобы не упустить сензитивный (чувствительный) период в развитии ребенка, который привыкает добывать знания, и тогда процесс увлеченной работы над книгой станет частью его жизни.
     Именно сейчас, когда ребенок готовится к школе, необходимо читать, обсуждать, анализировать прочитанное.
    Родителям необходимо пересмотреть то, что читалось ребенком в период дошкольного детства, и понять, не пропущено ли что-либо. Детские книги необходимо читать вовремя. Но если у вашего малыша существует привычка возвращаться к прочитанным книгам, просматривать их или просто держать в руках, не мешайте. В этот момент у него рождаются ассоциации, не спугните их.
    Родители должны осознать, что совместное чтение не следует прерывать. Помните, что книга нужна ребенку не вместо взрослого, а вместе со взрослым.
    Совместное чтение должно быть более глубоким по содержанию и более разнообразным по формам обсуждения прочитанного. Формируя в ребенке читателя, теперь особое внимание обращайте на анализ произведения. Но знайте, детально  анализировать надо только прозаический текст, а анализ поэтического текста сложен. Поэтому, следуя совету В.Белинского, читайте детям стихи ярко и выразительно: «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного, пусть, и поэзия на них действует как музыка», а анализировать поэзию они будут в школе.
    Постепенно приучайте детей читать не только книги, но и журналы, например («Веселые картинки», «Непоседа», «Лунтик» и др.) выписывайте их.
    Помимо книг и детских журналов знакомьте детей с баснями считалками, загадками. Например, считалочка:

Я - береза, ты - сосна
Я - с мороза, ты – со сна.
Я – из рощи, ты – ты из бора,
Ты найдешь меня не скоро.
На печи стояли щи,
Я запрячусь, ты ищи.

    Здесь употреблены одинаковые по звучанию, но разные по значению слова. Чтобы ребенок почувствовал смысловую разницу, необходимо сделать короткую паузу во втором случае после педагога: «Ты – со/сна…».
    Знакомьте детей со сказками К.И. Чуковского, А.С. Пушкина; рассказами Н. Носова, М. Пришвина и др.
Привлекайте детей и участвуйте вместе с ними в инсценировках знакомых им сказках.

    Предлагайте ребенку самостоятельно изготовить простейшие книги: вырезать из журналов картинки, рисовать, сочинять простые тексты о жизни ребенка и т.д. Это развивает творческие способности детей, позволяет малышу осознать что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.