МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Порисуем вместе

Усольцева Оксана Анатольевна,
воспитатель высшей категории,

специалист по изобразительной
 деятельности

Чем занять досуг ребенка?
Порисуем вместе!

     Рисование – одно из многих радостей, которыми так наполнено детство. Оно самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний. Дети рисуют то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое своё представление о мире, своё отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в  своём рисунке. Если вы попросите малыша объяснить то, что он нарисовал, он расскажет вам интересную историю, которая только что произошла в его воображении и легко легла на лист бумаги.
    Детский рисунок поражает нас своей неожиданностью, эмоциональностью, наблюдательностью, свежестью и остротой восприятия.
    Рисование для ре6ёнка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Радость творчества  знакома  каждому малышу. И чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и закрепить в каждом ребёнке качества творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще.
    Наша задача – сохранить и развить в человеке подаренное ему природой в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
    Важно на самых ранних этапах обратить внимание ребёнка на многообразие окружающего мира, на совершенство его форм и красок , на всё то, что создано руками человека. С малых лет дать почувствовать малышу радость от встреч с прекрасным, научить любить и понимать искусство, которое учит человека видеть, чувствовать, переживать.
    Знания и подготовка необходимы для восприятия и для понимания произведений изобразительного искусства. Роль семьи здесь невозможно переоценить.
    Конечно, не просто научить всему ребёнка. Это требует немало времени, энергии, желания, а главное, надо самому много знать, уметь видеть, чувствовать, увлечь своей заинтересованностью. Ребёнок пока ещё не может разобраться в сложных явлениях окружающей действительности – что хорошо, что плохо, что красиво, что безобразно. Все эти представления он получает из ваших рук, дорогие взрослые.
    Малышу необходимо ваше внимание и ваше участие в его жизни:

  • почитайте вместе с ребёнком детскую классику,
  • рассмотрите внимательно иллюстрации в книге,
  • вместе подумайте о том, чем мотивированы поступки героев
  • выучите стихотворение
  • разыграйте сюжет литературного произведения
  • сделать иллюстрации к сюжету
  • сходите с ребёнком в музей, театр, кино – обязательно вместе
  • обменяйтесь впечатлениями – это очень важно

    Ваша помощь – это прежде всего ваше отношение к творчеству ребёнка. Если вы понимаете, насколько это необходимо для него, какую роль играет изобразительная деятельность в нравственном, эстетическом и умственном развитии, какую радость доставляет ему, это уже очень много.
    Занятия изобразительной деятельности развивают внимание, память, приучают малыша думать, анализировать, соизмерять, сравнивать. А сколько надо проявить настойчивости, трудолюбия, усердия, чтобы закончить «произведение» и убедиться, что всё получилось так, как ты хотел. Умение критически оценить свои рисунки тоже не даётся сразу маленькому художнику. Здесь происходит внутренняя работа. А это совсем немаловажно для развития личности ребёнка.
    Очень важно также создать условия для работы ребёнка.
    У него должно быть своё рабочее место: удобный стол и стул, удобная полка, куда он может складывать свои работы. Для маленького художника необходимо приобрести разнообразный изобразительный материал: хорошую бумагу нужного формата, простые и цветные карандаши, краски, пастель,фломастеры, ластик и т. д. Маленький человек, может быть, впервые в жизни встречается с «орудиями производства», поэтому у него должно быть всё, что необходимо для работы. К тому же маленький художник не должен страдать из-за плохого качества изобразительного материала.
    Осваивая такое большое количество самого разнообразного изобразительного материала, ребёнок подготавливает свою руку к написанию букв, и тем самым он готовится к школе.
    Важно не только обеспечить малыша всем необходимым для работы, но и научить его пользоваться изобразительными материалами и инструментами.
Но  и на этом родители не должны останавливаться. Мало дать в руки  ребёнка карандаши и краски, необходимо расширять его кругозор, а значит, и круг его ассоциаций.
    Расширить ассоциативный мир ребёнка, а значит, и его чувственный опыт вам помогут: книги, радио, телевидение, кино, изобразительное искусство, ваши беседы с ребёнком.
    Знакомя ребёнка с миром вещей, явлений, необходимо при этом учитывать индивидуальные возможности и особенности малыша. И вот тут рисунки  вашего ребёнка могут очень много сказать интересного о нём самом: о его характере – аккуратный ли он, трудолюбивый, фантазёр или равнодушный исполнитель; о его пристрастиях – что он любит, как относится к вам и своим товарищам. Знания, полученные вашим ребёнком, заставляют его мыслить активно, самостоятельно. Он вновь по-своему переживает увиденное и услышанное. И тогда-то зарождается фантазия, творческое отношение ребёнка к действительности.
    Для малышей рисование пока ещё игра. И тут необходима ваша помощь, чтобы эта игра превратилась не только в уроки овладения навыками, но и формирования вкуса и видения.
    Главная цель ваших занятий с ребёнком в том, чтобы развить творческую инициативу:

  • поддержать в нём интерес к изобразительному искусству
  • пробудить желание к самостоятельной работе
  • дать минимум знаний об изобразительном искусстве
  • знания о материалах, которыми пользуется художник

    Знакомство с изобразительным искусством и самостоятельное творчество ребёнка помогут воспитать в растущем человеке способность

  • образного мышления
  • развить наблюдательность
  • зрительную память
  • воображение
  • научить чувствовать, удивляться
  • познавать окружающий его мир

    Все эти качества пригодятся человеку в любой сфере его деятельности. Важно, чтобы ребёнок с вашей помощью серьёзно относился к своим занятиям. Нас радует, когда маленький художник, старательно выполнив рисунок, щедро дарит его на день рождения бабушке или маме. В этот момент его переполняет чувство доброты.

    Доброта и творчество – что может быть прекраснее!