МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Развиваем музыкальность

Кокина Элеонора Владимировна,
музыкальный руководитель
высшей категории

Чем занять досуг ребенка?
Развиваем музыкальность!

    Обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка в детском саду возможно лишь в тесном контакте с семьей, так как основы музыкального развития ребенка, на наш взгляд, закладываются именно в семье. Анализируя музыкально – педагогическую литературу, можно выделить два основных фактора, определяющих особенности этого процесса:

  1. врожденные музыкальные задатки, влияющие на дальнейшее музыкальное развитие ребенка и определяемые генотипом;
  2. музыкальная среда семьи, ее отношение к музыке, музыкальной деятельности.

   В данном случае, мы рассмотрим значимость второго фактора, влияющего на музыкальное развитие дошкольников.
Музыкальная среда семьи, ее отношение к музыке, музыкальной деятельности, создание благоприятных условий для музыкального развития ребенка позволяет решить следующие задачи:

  1. сформировать основы музыкальной культуры ребенка, а через нее – обогатить его духовный мир;
  2. развивать музыкальные способности ребенка на основе вовлечения его в различные виды музыкальной деятельности.
  3. оказать воздействие на весь ход общего развития ребенка.

   Успешность решения этих задач во многом зависит от общекультурного и музыкального уровня развития взрослых, окружающих ребенка с раннего детства, от их педагогических знаний, желания увлечь ребенка музыкой, сформировать у него потребность в ней.
Формы организации музыкальной деятельности детей в семье:
                - музыкальные занятия
                - развлечения:

  • посещение концертов
  • музыкальных спектаклей
  • оперных, балетных постановок
  • слушание радио и телепередач
  • записей детских музыкальных сказок
  • песен из мультфильмов
  • посещение концертов классической музыки
  • обучение детей игре на музыкальных инструментах
  • самостоятельное музицирование

   На наш взгляд, важно с самого раннего возраста родителям привлекать внимание детей к окружающей звуковой среде:

  • звучанию шумовых детских игрушек, детских музыкальных инструментов (маракас, металлофон, ксилофон, румба, трещотки и др.)
  • голосам домашних животных, птиц
  • звукам природы (шуму дождя, журчанию ручья и др.)

   Нужно учитывать, что подготовка ребенка к певческой деятельности начинается с  пения самой матери, отца, сестры, бабушки с первых дней жизни ребенка.
   Слушание музыки является основой других форм приобщения дошкольника к музыке: пения, танцев, игры на музыкальных инструментах.
   Нужно обратить внимание на регулярное прослушивание музыки в записи даже в то время, когда ваш ребенок сосредоточен на другой деятельности, это обеспечит ему непроизвольное запоминание текстов и мелодий, поможет быстро овладеть навыками пения. Очень полезно включать запись, когда ребенок отдыхает, рисует или делает аппликацию, рассматривает рисунки в книжке и т. д.
   Руководство музыкальной деятельностью детей со стороны родителей может быть как прямым (например, во время музыкальных занятий, бесед о музыке и т. п.), так и косвенным (во время слушания музыки в записи, самостоятельного музицирования детей).
   Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления. При этом полезно привлекать вспомогательные средства воздействия:

  • рассказывать сказки
  • читать книги
  • рассматривать репродукции картин
  • смотреть диафильмы и т. д.

   Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.
   Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания.