МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

«Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Преснецова Зульфия Закиевна

ПРЕСНЕЦОВА Зульфия Закиевна

Воспитатель МБДОУ ДС №353СП

 

 «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»

Уже несколько лет я успешно использую в своей работе с детьми загадки.  Я заметила, что сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным. Но загадка это не только игра, в процессе применения загадок в  образовательной деятельности я заметила, что дети научились рассуждать, ведь загадки по содержанию способны развивать логическое мышление и речь детей, формировать навыки восприятия. Загадка учит анализировать, синтезировать, классифицировать. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Вот почему, на мой взгляд, одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является использование загадок  для привлечения ребенка в мыслительное творчество, в процессе которого развивается речь.

В своей работе  я пользуюсь методикой  и рекомендациями автора Агеева И.Д..   Чтобы сделать    процесс знакомства с загадкой увлекательным и интересным я сделала  куколок:  девочка - загадка и мальчик - отгадка. С их помощью   я  придумываю  различные игровые ситуации, в ходе которых и знакомлю детей с   содержанием загадки. Занятия тоже выстраиваю так, чтобы ребенку можно было легко включиться в процесс,   использую для этого   игрушки, картинки, предметы быта. Например, на осеннюю прогулку «приходит» девочка - загадка, которая приглашает детей поиграть с ней. Здесь же идет сопровождение действий чтением загадки: «Зелены лишь иглы сосен. Красить их боится ... осень)».  Загадки -рифмовки очень любимы малышами. Отгадывать их несравнимо легче, чем  другие загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме.  После игры раздаю детям картинки, на которых отображена   осень в разных своих проявлениях и предлагаю детям придумать загадку для нашей девочки. Такое двойное обыгрывание темы – в предметной игре и на картинке - помогает ребенку лучше сориентироваться и в процессе придумывания загадки .

Я учу детей  придумыванию загадок, основанных как  на сравнении, так и   на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например:  объект – снежинка. Снежинка какая? Легкая, белая, холодная. Что это? Вот уже готовая загадка. Загадки на отрицательное сопоставление придумываем так. Объект – елка. Елка какая? Зеленая, колючая. Что бывает зеленым? Огурец, крокодил. А что бывает колючим? Ежик, кактус. Выбирается по  одному обозначению из признаков: огурец, кактус.   Получается загадка: зеленый, а не огурец, колючий, а не  кактус.  Ответ:  елка. Так  же дети могут загадать ее и в другом варианте. Зеленая, а не крокодил, колючая, а не ежик.   

 Занятия с использованием загадки  я строю  с учётом возрастных особенностей детей. Загадки в  младшем возрасте не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой. Для детей среднего возраста характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.  Старший возраст характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением. Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания  детей об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Ребёнок, увлекаясь замыслом придумывания, не замечает скрытой учебной задачи.

   Занятия   я провожу подгруппами - это даёт возможность больше внимания уделить каждому ребёнку, что способствует самовыражению ребёнка.  Дети с большим интересом учатся сами придумывать загадки, с удовольствием загадывают их друзьям, родным.  На своем опыте я убедилась,  что      использование  загадок в работе с детьми дошкольного возраста, хорошо  развивает у них способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов. Таким образом, использование загадок помогает вырастить интересующегося и творческого ребенка, и может являться средством обучения и развития детей.