- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Документы по ГО и ЧС
- Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
- Предписания надзорных органов, отчеты об исполнении предписаний
- Бережливый детский сад
- Паспорт дорожной безопасности
- Социальное партнерство
- Часто задаваемые вопросы
- О детском саде
- Для вас, родители
- Лето 2024
- Для родителей наших будущих воспитанников
- Для любознательных и заботливых родителей
- Для родителей будущих первоклассников
- Информация по ГО и ЧС
- ФГОС дошкольного образования родителям!
- Правила поведения родителей в МБДОУ
- Приказ об установлении платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход
- АКЦИИ
- Безопасность на дороге
- За здоровый образ жизни
- Защити свои персональные данные (памятка)
- ФОП (Федеральная образовательная программа дошкольного образования)
- Чем занять ребенка?
- Дошкольная академия
- Методический кабинет
- Аннотации к рабочим программам
- Из опыта работы
- «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Преснецова Зульфия Закиевна
- Булатова М.С. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы комбинированной направленности
- Бутеева Е.В. Экспериментирование в дошкольном образовательном учреждении как способ формирования у ребенка целостной картины мира (практико-ориентированный проект)
- Влияние сказки на личностное развитие ребенка
- Добо И.А., Булатова М.С. Образовательный проект «Мы помним, мы гордимся…» как способ реализации программного содержания в условиях дистанционного обучения
- Домбровская Т.В.
- Домбровская Т.В. Опыт работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды
- Использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста
- Использование электронных ресурсов в изобразительной деятельности дошкольника
- Личностно-ориентированные технологии организации режимных процессов
- Мастер-класс "Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии" (Преснецова З.З.)
- Михайлова Г.И. Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики
- Надо ли наказывать ребенка?
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОУ
- Организация дежурства в детском саду для детей дошкольного возраста (памятка)
- Педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации личности ребенка дошкольного возраста
- Преснецова З.З.
- Проект
- Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр с использованием шумовых музыкальных инструментов
- Речевые игры с дошкольниками
- Турганова А. Р. Развитие познавательного интереса к региональной культуре в дошкольном возрасте средствами изобразительной деятельности (опыт работы)
- Харченко Н.А., воспитатель МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска» Обобщение опыта работы по теме "Дидактические игры как метод подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте"
- Шепелева Е.В. Гендерные аспекты формирования культуры общения детей дошкольного возраста
- Яковлева И.В. Мастер-класс
- Ярохина Л.М. «Путешествие на морское дно»
- Ярохина Л.М. Мастер-класс "Профилактика агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста"
- Инновационная деятельность
- Конструирование образовательных ситуаций
- Методический проект "Увлекательная летняя прогулка"
- Наши публикации
- О федеральных государственных образовательных стандартах
- Портфолио педагога
- Ссылки на журналы и газеты
- Безопасность
- Информационная безопасность
- Противодействие коррупции
- Контакты
МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"
Домбровская Т.В. Использование педагогической технологии сказкотерапии как средства формирования социально принятых норм поведения детей дошкольного возраста
Домбровская Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ ДС № 353 г. Челябинска
Использование педагогической технологии сказкотерапии как средства формирования социально принятых норм поведения детей дошкольного возраста
"Жили-были дед да баба...". "Давным-давно...", "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве..." — эти слова мы знаем с детства. Так начинаются сказки, волшебные истории, которые переносят нас в мир, где добро всегда побеждает зло, где добродетели вознаграждаются, где слабых защищают добрые силы. Каждый человек с рождения и до конца жизни окружен сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, какое влияние оказывает. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому в сказочной форме. Ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому неудивительно, что психологи постарались осмыслить и структурировать знания о сказках, их влиянии на психику человека. Так в психологии появилось новое направление — сказкотерапиия.
Нередко взрослые не придают особого значения содержанию волшебных историй. «Это же только сказки...» А между тем они могут стать действенным инструментом, способным направлять, формировать, изменять и корректировать детское поведение, помогать в понимании поступков других и своих собственных. Дети обычно отождествляют себя с главным положительным героем, будто примеряя его поведение на себя. Такая особенность детского восприятия сказки позволяет последней давать терапевтический эффект при корректировке поведения ребенка.
Прежде чем перейти к практике, узнаем, что же такое сказкотерапия. Сказкотерапия — направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения. Она позволяет установить идеальный контакт с любым ребенком, дает удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребенка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить.
Сказкотерапия создает безопасную среду, в которой ребенок получает возможность раскрыть свою личность, проявить ее ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности, часто используемая в сказкотерапии, позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивают ребенку взрослые, расширить фокус его внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.
Появляется больше свободы для творчества. Это направление могут взять на вооружение не только психологи, но и родители и воспитатели. Зная особенности ребенка, его любимые игрушки, забавы, героев, родители сами могут придумывать «лечебные» сказки и тем самым помогать малышу решить свои внутренние проблемы. С помощью сказкотерапии можно прививать детям полезные привычки, приучать к порядку, выполнению обязанностей (убирать за собой вещи, ежедневно чистить зубы, мыть руки перед едой и т.п.). «Правильная» сказка значительно приятнее и полезнее для налаживания тесного контакта с ребенком, чем напоминания и замечания. Воспитательный эффект будет ощутимее, если взрослые обсудят с ним поведение героев, кто что сделал, почему, как надо было поступить и т.д.
Читая предложенные сказки, вы встретитесь с «послесказочными» вопросами, заданиями. Они окажут определенную помощь взрослому в понимании мира ребенка. Задавая вопросы после каждой сказки, можно узнать, что услышал малыш, как воспринял сюжет, как его интерпретировал, что заинтересовало, что понравилось или не понравилось, какая проблема существует и т.п.
Кроме того, предлагается не только обсудить с ребенком описанную в сказке ситуацию, но и сочинить свой вариант, найти новое решение проблемы. Смоделировать: «а что было бы, если бы...?» — значит помочь малышу самостоятельно выбрать возможные варианты поведения и разрешить разные, пусть и теоретические, проблемные ситуации.
Ответы детей необходимо внимательно слушать, в них прозвучат по-настоящему волнующие их вопросы. Если в своей версии ребенок будет предлагать сказочному герою скрыться, спрятаться, исчезнуть или что-то похожее, очень вероятно, что уровень тревожности малыша повышен. Если будет наделять сказочного героя страхами, вы узнаете, какие страхи преследуют его самого.
В возрасте от 2—3 до 7 лет дети подвержены разным страхам. Если страх преобладает и не дает нормально жить малышу, в этом случае необходимо незамедлительно посетить психолога. Если же страх не перерос в серьезную патологию, его можно выявить и проработать с помощью предложенных сказок (сказкотерапии) и последующего обсуждения.
Если ребенок затрудняется с ответами, не спешите, дайте ему подумать, поделитесь опытом, напомните о похожих ситуациях из собственной жизни, расскажите о своем отношении, своих мыслях и решениях. К примеру, поддержите его: «Да, иногда сложно отвечать на вопросы (по себе знаю), не все взрослые умеют это делать сразу, но со временем можно попробовать найти ответ. Как ты думаешь?» Если ребенок нес равно оказывается не готов к ответу, предложите малышу послушать ваш вариант ответа, предварительно спросив о разрешении это сделать. То же касается и нежелания слушан, какие-либо истории в предложенный момент. В конце лишь скажите спокойно: «Не страшно, бывает, что совсем не хочется слушать даже интересные сказки. Когда захочешь почитать, сообщи. Буду рад!»
Очень важно, чтобы взрослый вместе с малышом искал ответы. Лучше, когда «послесказочное» общение проходит в спокойном русле с большим вниманием со стороны взрослого к словам, взглядам малыша. Не нужно при этом бурно реагировать, когда ребенок высказывает отличное от взрослого мнение. Вместо этого поделитесь историями из собственной жизни. Они могут сыграть куда более позитивную роль, чем прямые приказания, замечания, переубеждения. Обсуждение прочитанного будет способствовать и корректировке представлений ребенка о том или ином действии, явлении, понятии.
Сказки нацелены на формирование гармоничного к миру, умения сопереживать и сострадать, находить решения в разных ситуациях.