МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Домбровская Т.В. Использование педагогической технологии сказкотерапии как средства формирования социально принятых норм поведения детей дошкольного возраста

Домбровская Татьяна  Владимировна,

воспитатель МБДОУ ДС № 353 г. Челябинска

 

 Использование педагогической технологии сказкотерапии как средства формирования социально принятых норм поведения детей дошкольного возраста

      "Жили-были дед да баба...". "Давным-давно...", "В три­девятом царстве, в тридесятом государстве..." — эти слова мы знаем с детства. Так начинаются сказки, волшебные истории, которые переносят нас в мир, где добро всегда побеждает зло, где добродетели вознаграждаются, где слабых защищают добрые силы. Каждый человек с рождения и до конца жизни окружен сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, какое влияние оказывает. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому в сказочной форме. Ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому неудивительно, что психологи по­старались осмыслить и структурировать знания о сказках, их влиянии на психику человека. Так в психологии появилось новое направление — сказкотерапиия.

         Нередко взрослые не придают особого значения содержанию волшебных историй. «Это же только сказки...» А между тем они могут стать действенным инструментом, способным направлять, формировать, изменять и корректи­ровать детское поведение, помогать в понимании поступков других и своих собственных. Дети обычно отождествляют себя с главным положительным героем, будто примеряя его поведение на себя. Такая особенность детского восприятия сказки позволяет последней давать терапевтический эффект при корректировке поведения ребенка.

         Прежде чем перейти к практике, узнаем, что же такое сказкотерапия. Сказкотерапия — направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития лич­ности и коррекции поведения. Она позволяет установить идеальный контакт с любым ребенком, дает удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребенка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить.

         Сказкотерапия создает безопасную среду, в которой ре­бенок получает возможность раскрыть свою личность, про­явить ее ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности, часто используемая в сказкотерапии, позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивают ребенку взрослые, расширить фокус его внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.

         Появляется больше свободы для творчества. Это на­правление могут взять на вооружение не только психологи, но и родители и воспитатели. Зная особенности ребенка, его любимые игрушки, забавы, героев, родители сами могут при­думывать «лечебные» сказки и тем самым помогать малышу решить свои внутренние проблемы. С помощью сказкотера­пии можно прививать детям полезные привычки, приучать к порядку, выполнению обязанностей (убирать за собой вещи, ежедневно чистить зубы, мыть руки перед едой и т.п.). «Правильная» сказка значительно приятнее и полезнее для налаживания тесного контакта с ребенком, чем напоминания и замечания. Воспитательный эффект будет ощутимее, если взрослые обсудят с ним поведение героев, кто что сделал, почему, как надо было поступить и т.д.

         Читая предложенные сказки, вы встретитесь с «послесказочными» вопросами, заданиями. Они окажут определен­ную помощь взрослому в понимании мира ребенка. Задавая вопросы после каждой сказки, можно узнать, что услышал малыш, как воспринял сюжет, как его интерпретировал, что заинтересовало, что понравилось или не понравилось, какая проблема существует и т.п.

         Кроме того, предлагается не только обсудить с ребенком описанную в сказке ситуацию, но и сочинить свой вариант, найти новое решение проблемы. Смоделировать: «а что было бы, если бы...?» — значит помочь малышу самостоятельно выбрать возможные варианты поведения и разрешить раз­ные, пусть и теоретические, проблемные ситуации.

         Ответы детей необходимо внимательно слушать, в них прозвучат по-настоящему волнующие их вопросы. Если в своей версии ребенок будет предлагать сказочному герою скрыться, спрятаться, исчезнуть или что-то похожее, очень вероятно, что уровень тревожности малыша повышен. Если будет наделять сказочного героя страхами, вы узнаете, какие страхи преследуют его самого.

         В возрасте от 2—3 до 7 лет дети подвержены разным страхам. Если страх преобладает и не дает нормально жить малышу, в этом случае необходимо незамедлительно посетить психолога. Если же страх не перерос в серьезную патологию, его можно выявить и проработать с помощью предложенных сказок (сказкотерапии) и последующего обсуждения.

         Если ребенок затрудняется с ответами, не спешите, дайте ему подумать, поделитесь опытом, напомните о похожих си­туациях из собственной жизни, расскажите о своем отноше­нии, своих мыслях и решениях. К примеру, поддержите его: «Да, иногда сложно отвечать на вопросы (по себе знаю), не все взрослые умеют это делать сразу, но со временем можно попробовать найти ответ. Как ты думаешь?» Если ребенок нес равно оказывается не готов к ответу, предложите малышу послушать ваш вариант ответа, предварительно спросив о разрешении это сделать. То же касается и нежелания слу­шан, какие-либо истории в предложенный момент. В конце лишь скажите спокойно: «Не страшно, бывает, что совсем не хочется слушать даже интересные сказки. Когда захочешь почитать, сообщи. Буду рад!»

         Очень важно, чтобы взрослый вместе с малышом искал ответы. Лучше, когда «послесказочное» общение проходит в спокойном русле с большим вниманием со стороны взрослого к словам, взглядам малыша. Не нужно при этом бурно ре­агировать, когда ребенок высказывает отличное от взрослого мнение. Вместо этого поделитесь историями из собственной жизни. Они могут сыграть куда более позитивную роль, чем прямые приказания, замечания, переубеждения. Обсужде­ние прочитанного будет способствовать и корректировке представлений ребенка о том или ином действии, явлении, понятии.

         Сказки нацелены на формирование гармоничного к миру, умения сопереживать и со­страдать, находить решения в разных ситуациях.