- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Документы по ГО и ЧС
- Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
- Предписания надзорных органов, отчеты об исполнении предписаний
- Бережливый детский сад
- Паспорт дорожной безопасности
- Социальное партнерство
- Часто задаваемые вопросы
- О детском саде
- Для вас, родители
- Лето 2024
- Для родителей наших будущих воспитанников
- Для любознательных и заботливых родителей
- Для родителей будущих первоклассников
- Информация по ГО и ЧС
- ФГОС дошкольного образования родителям!
- Правила поведения родителей в МБДОУ
- Приказ об установлении платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход
- АКЦИИ
- Безопасность на дороге
- За здоровый образ жизни
- Защити свои персональные данные (памятка)
- ФОП (Федеральная образовательная программа дошкольного образования)
- Чем занять ребенка?
- Дошкольная академия
- Методический кабинет
- Аннотации к рабочим программам
- Из опыта работы
- «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Преснецова Зульфия Закиевна
- Булатова М.С. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы комбинированной направленности
- Бутеева Е.В. Экспериментирование в дошкольном образовательном учреждении как способ формирования у ребенка целостной картины мира (практико-ориентированный проект)
- Влияние сказки на личностное развитие ребенка
- Добо И.А., Булатова М.С. Образовательный проект «Мы помним, мы гордимся…» как способ реализации программного содержания в условиях дистанционного обучения
- Домбровская Т.В.
- Домбровская Т.В. Опыт работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды
- Использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста
- Использование электронных ресурсов в изобразительной деятельности дошкольника
- Личностно-ориентированные технологии организации режимных процессов
- Мастер-класс "Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии" (Преснецова З.З.)
- Надо ли наказывать ребенка?
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОУ
- Организация дежурства в детском саду для детей дошкольного возраста (памятка)
- Организация сюжетно-ролевой игры как форма ранней профориентационной работы в ДОУ (на примере сюжетно-ролевой игры "Почта") Захарова С.Г.
- Педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации личности ребенка дошкольного возраста
- Преснецова З.З.
- Проект
- Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр с использованием шумовых музыкальных инструментов
- Речевые игры с дошкольниками
- Турганова А. Р. Развитие познавательного интереса к региональной культуре в дошкольном возрасте средствами изобразительной деятельности (опыт работы)
- Харченко Н.А., воспитатель МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска» Обобщение опыта работы по теме "Дидактические игры как метод подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте"
- Шепелева Е.В. Гендерные аспекты формирования культуры общения детей дошкольного возраста
- Яковлева И.В. Мастер-класс
- Ярохина Л.М. «Путешествие на морское дно»
- Ярохина Л.М. Мастер-класс "Профилактика агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста"
- Инновационная деятельность
- Конструирование образовательных ситуаций
- Методический проект "Увлекательная летняя прогулка"
- Наши публикации
- О федеральных государственных образовательных стандартах
- Портфолио педагога
- Ссылки на журналы и газеты
- Безопасность
- Информационная безопасность
- Противодействие коррупции
- Контакты
МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"
Организация сюжетно-ролевой игры как форма ранней профориентационной работы в ДОУ (на примере сюжетно-ролевой игры "Почта") Захарова С.Г.
Организация сюжетно-ролевой игры
как форма ранней профориентационной работы в ДОУ
(на примере сюжетно-ролевой игры "Почта")
Разработчик:
Захарова Светлана Геннадьевна
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения норм и ценностей, принятых в обществе. Дошкольник должен свободно общаться со взрослыми и сверстниками, быть самостоятельным, владеть навыками саморегуляции собственных действий; у него должны быть сформированы позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Образовательный процесс в условиях дошкольного учреждения строится преимущественно на игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра как вид деятельности не только отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, но помогает в формировании обозначенных ФГОС ДО компетенций дошкольника.
Мы разработали сюжетно-ролевую игру "Почта", т.к. почтовая связь играет существенную роль в социальном и экономическом развитии стран, являясь одним из основных средств коммуникации, обеспечивающим доступ населения к источникам информации, и способствует развитию социальных связей и коммуникаций между государством и гражданами.
На сегодняшний день безусловно самым распространенным и удобным средством связи является пересылка почтовых отправлений в электронной форме. Но как бы ни были удобны электронные журналы и электронные письма, всегда приятно получить от друзей "живую" открытку или посылку. Таким образом, почтовые услуги сегодня как традиционные, так и инновационные остаются высоко востребованными.
Цель: формирования первичного представления о мире профессий, связанных с деятельностью почты через организацию сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
- познакомить детей со спецификой работы почты: разными формами почтовой связи, выполняемыми трудовыми операциями, орудиями труда и специальной техникой;
- формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей;
- формировать умение осознанно действовать согласно профессиональной роли;
- обогащать представление детей о России, российских городах;
- формировать представления об отечественных традициях и праздниках;
- формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательные отношения друг к другу, взаимодействия во время игры.
- обогащение словарного запаса.
Игровое оборудование.
- Плакат «Почта»,
- место оператора почтового отделения: прилавок, компьютер игровой, касса, печати, масса для лепки, униформа;
- прилавки, почтовый ящик, посылки, весы, сумка почтальона, униформа, бандероли, открытки, конверты, бланки, белая и цветная бумага, упаковочный материал, карандаши, деньги игровые, кошельки, журналы и газеты, марки, изготовленные детьми.
Оборудование для игры отличается полифункциональностью и может быть использовано в другой сюжетно-ролевой игре (например, почтовую стойку можно оборудовать под прилавок магазина, кафе, офиса туристического агентства и.т.д.)
Предварительная работа
- Экскурсия на почту с воспитателем и родителями, краткая беседа с работниками почты, наблюдения за их трудом. Педагог обращает внимание детей на то, как гам продают бумагу, конверты, открытки, марки, принимают посылки, рассказывает детям о том, что письмо кладут в конверт, на который наклеивают марку, на конверте пишут адрес и опускают письмо в почтовый ящик. Потом письма везут на машине, поезде или самолете далеко, на другую почту, и там их берет почтальон, кладет в большую сумку и несет тому, кому они написаны. Также педагог объясняет, что почтальон каждый день носит в дома газеты, журналы, письма. Можно послать и посылку - положить в ящик вещи, игрушки, конфеты и др.
Также воспитатель может узнать на почте, в какие часы происходит выемка писем из ближайшего почтового ящика и в какое время почтальон носит корреспонденцию в соседние дома, в один из дней во время прогулки можно опять пойти с детьми к почтовому ящику и показать им, как подъезжает почтовая машина, как высыпают в мешок письма, опущенные в почтовый ящик, и как машина едет дальше.
- Беседы о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио, Интернет; рассматривание иллюстративного материала по этой теме, расширение словарного запаса по теме (адресат, получатель, отправитель, курьер, посылка, бандероль, сургуч, штемпель и т.д.)
- Рассматривание и чтение детских книг: Н. Григорьева «Ты опустил письмо», Е. Мара «История одного пакета», А. Шейкина «Вести приходят так», С. Я. Маршака «Почта».
- Показ фильма или мультфильма по теме «Почта». Беседа по картине «На почте».
Совместная продуктивная деятельность
Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: почтовой бумаги, маленьких конвертов, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, открыток, журналов, посылок, бланков и др.
Воспитатель учит детей правильно заклеить конверт, как и где приклеить марку; показывает, как пишется на конверте адрес.
Игровые роли и основные ролевые действия
Ролевые функции взаимосвязаны, направлены к другим персонажам игры.
Игровые роли | Ролевые действия | Оборудование | Возможные реплики для построения диалога |
начальник почты | Организует работу почты. Принимает работников на работу (распределяет роли), объясняет должностные обязанности, следит за порядком на почте | Бейджик | Доброе утро, как настроение? Как справляетесь с работой? Назначаю вас на должность оператора (почтальона)... |
сортировщица | Сортирует корреспонденцию, прессу, посылки, бандероли по видам и адресам | Униформа, посылки. бандероли, письма, телеграммы, пресса, открытки, коробки для сортировки | Ваша посылка (письмо, бандероль, газета) еще на сортировке. |
упаковщик | Упаковывает посылки, бандероли. ставит штампы и сургучную печать, приклеивает бланк с адресом | Униформа, посылки. бандероли, письма, телеграммы, пресса, открытки, материалы для упаковки, печать | Ваша посылка (бандероль..) упакованы, Упакованные посылки можно загружать и отправлять адресату |
почтальон | Забирает на почте посылки и корреспонденцию, прессу разносит по адресам | Униформа, сумка, корреспонденция | Добрый день (утро), Вам телеграмма (письмо). Распишитесь за получение, спасибо. |
телеграфист | Принимает телеграммы, печатает текс, заполняет бланки, отправляет | Стойка телеграфиста, бланк, ручка | Добрый день (утро), Какую вы хотите отправить телеграмму? Срочную или обычную? Срочная идет в течение нескольких часов, обычная в течение дня. Диктуйте текст, пожалуйста. На кокой адрес доставить телеграмму? |
оператор по приему бандеролей и посылок | Принимает бандероли и посылки, взвешивает, обсчитывает стоимость посылки, заполняет бланк, Объясняет посетителям, как отправить посылку | Стойка, бланк, весы, ручка, касса | Здравствуйте, куда хотите отправить посылку. Заполните бланк с адресом получателя. Отправка вашей посылки будет стоить ...рубля |
оператор по работе с электронной почтой | Отправляет и принимает электронную почту, Оформляет подписку на журналы и газеты | Стойка, компьютер | Здравствуйте, куда хотите отправить письмо. Заполните бланк с адресом получателя. Отправка вашей посылки будет стоить ...рубля Какой журнал (газету) хотите выписать? |
шофер | Грузит прессу, посылки, бандероли, письма в машину, развозит по адресам | Униформа, машина | Вы подготовили список адресов, опись посылок? Добрый день, здравствуйте, вам посылка, получите пожалуйста. |
посетители | Приходят на почту, заполняют бланки, отправляют посылки, письма... Получают посылки, бандероли... Покупают марки, открытки, газеты, подписываются на журналы, газеты. Задают вопросы операторам Вкладывают письма в конверты, наклеивают марки. Можно отправить по почте конфеты? | Бланки, открытки, марки, ручка. | Как я могу отправить посылку? Сколько это будет стоить? Какой журнал посоветуете выписать? Как отправить срочную телеграмму? |
Руководство игрой
Педагог осуществляет косвенное руководство сюжетно-ролевой игрой, т.е. создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.
Педагог может выступать и координатором сюжетно-ролевой игры, внося коррективы в процесс игровой деятельности в соответствии с планом организации.
Ход игры
Педагог назначает начальником почты одного из старших детей. Согласно своей игровой роли начальник распределяет остальных детей по ролям и показывает им рабочее место согласно обязанностям.
Педагог может предложить детям различные сюжеты для игры: поздравить друг друга с праздником, купить журнал на почте и почитать его; вынутые из почтового ящика письма на машине отвезти на почту, а там рассортировать их и дать почтальону для вручения адресату; когда почтальон принесет письмо, ответить на него письмом и т. д.
Необходимо также напомнить ребятам, что, играя, нужно быть вежливыми друг с другом (здороваться с почтальоном, благодарить за доставку писем, газет, журналов).
После того, как игра будет освоена, воспитатель может объединять ее с другими играми, например, в «семью» (содержание игры - подготовка к празднику: сначала убирают квартиру, при этом дети помогают взрослым, потом все пишут поздравительные письма и открытки своим друзьям. Кто заканчивает раньше, идет на почту, покупает конверты, подписывает их и опускает в почтовый ящик) или в «детский сад» (ребята пишут письма своим родителям).
Сюжетно-ролевая игра "Почта" не ограничивается специально оборудованной игровой зоной, игровая деятельность может занимать все пространство групповой комнаты, т.к. почтальон и почтовая машина могут доставлять корреспонденцию в магазин, в больницу, в "дом" и другие импровизированные адреса.
Игра может выйти и за рамки внутригрупповой: в "Почту" можно играть и всем детским садом, отладив "почтовое сообщение" между группами.