МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОУ

Шепелева Елена Владимировна,

воспитатель МБДОУ "ДС № 353 г. Челябинска"

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОУ

 

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.

Однако интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации, информационно-развлекательных технологий; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.

А так ли важно прививать ребенку любовь к чтению? Главное преимущество чтения книг в том, что в процесс чтения вовлекается ум и воображение. Читатель становится участником творческого процесса создания художественного произведения. Автор произведения зафиксировал на бумаге свое виденье мира, своими словами и своими понятиями. Читатель же интерпретирует все эти понятия по-своему и создает свой внутренний мир из своих художественных образов. Художественное произведение преломляется через личность читателя и становится новым, личным произведением.

Визуальный ряд сопровождается видео образами, так что нам преподносят готовый продукт, и от нас не потребуется никакого соучастия. Поэтому человека, который потребляет поток информации через визуальные СМИ, можно назвать потребителем. А читающего человека – мыслящим и созидающим.

Таким образом, сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать следующие компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

  • гуманная педагогическая позиция;
  • глубокое понимание задач дошкольного образования;
  • потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья малышей;
  • внимание к индивидуальности каждого ребенка;
  • готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;
  • умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;
  • способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

         Рассмотрим методы ознакомления с художественной литературой.

1.  Чтение воспитателя по книге или наизусть.

Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.  Рассказывание воспитателя.

Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. 

3.  Инсценирование.

Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4.  Заучивание наизусть. 

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Моделирование - предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.

7. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой: чтение и рассказывание.

 Проектная деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его  экспериментальным, поисковым  путем, анализировать его и преобразовывать.

Реализация проектов строится на следующих принципах; системности; сезонности; учёта местности; учёта возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

Формы работы по приобщению детей к чтению

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

-         оформление уголков чтения в группах детского сада

(в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент);

-         оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки);

-         занятия по ознакомлению с биографиями писателей  (детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась);

-         создание «Книжкиной больницы» в группах  ( поможет привить детям бережное отношение к книге);

-         выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. (в их оформлении принимают  участие дети всех возрастов и их родители);

-         создание книг - самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами  (презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях);

-         празднование именин произведения (нужно создать специальный календарь «Книжкины именины» и  в нём будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей, оформление макетов по мотивам любимых сказок);

-          создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников  (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек.  Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги)

-          посещение занятий в районной детской  библиотеке

Второе условие. Создание предметно – развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам ознакомления с книжной культурой в ДОУ.

Восприятие вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.

Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге.

Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Для этого нужно повышать уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах приобщения детей к чтению художественных произведений.

Список литературы:

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 176 с.
  2. Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения / З.А.Гриценко // Дошкольное воспитание. 2008. - №4. – С.10. 2008.-№7. - С.16.
  3. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения // Избр. Псих.труды.-М.: Педагогика, 2009. - Т. 1. - 128 с.   
  4. Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования / О.Н. Сомкова // Детский сад: теория и практика. – 2013. - №6.