- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Документы по ГО и ЧС
- Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности
- Предписания надзорных органов, отчеты об исполнении предписаний
- Бережливый детский сад
- Паспорт дорожной безопасности
- Социальное партнерство
- Часто задаваемые вопросы
- О детском саде
- Для вас, родители
- Лето 2024
- Для родителей наших будущих воспитанников
- Для любознательных и заботливых родителей
- Для родителей будущих первоклассников
- Информация по ГО и ЧС
- ФГОС дошкольного образования родителям!
- Правила поведения родителей в МБДОУ
- Приказ об установлении платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход
- АКЦИИ
- Безопасность на дороге
- За здоровый образ жизни
- Защити свои персональные данные (памятка)
- ФОП (Федеральная образовательная программа дошкольного образования)
- Чем занять ребенка?
- Дошкольная академия
- Методический кабинет
- Аннотации к рабочим программам
- Из опыта работы
- «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Преснецова Зульфия Закиевна
- Булатова М.С. Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы комбинированной направленности
- Бутеева Е.В. Экспериментирование в дошкольном образовательном учреждении как способ формирования у ребенка целостной картины мира (практико-ориентированный проект)
- Влияние сказки на личностное развитие ребенка
- Добо И.А., Булатова М.С. Образовательный проект «Мы помним, мы гордимся…» как способ реализации программного содержания в условиях дистанционного обучения
- Домбровская Т.В.
- Домбровская Т.В. Опыт работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды
- Использование коллективной аппликации для развития сотрудничества детей дошкольного возраста
- Использование электронных ресурсов в изобразительной деятельности дошкольника
- Личностно-ориентированные технологии организации режимных процессов
- Мастер-класс "Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии" (Преснецова З.З.)
- Михайлова Г.И. Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики
- Надо ли наказывать ребенка?
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОУ
- Организация дежурства в детском саду для детей дошкольного возраста (памятка)
- Организация сюжетно-ролевой игры как форма ранней профориентационной работы в ДОУ (на примере сюжетно-ролевой игры "Почта") Захарова С.Г.
- Педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации личности ребенка дошкольного возраста
- Преснецова З.З.
- Проект
- Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр с использованием шумовых музыкальных инструментов
- Речевые игры с дошкольниками
- Турганова А. Р. Развитие познавательного интереса к региональной культуре в дошкольном возрасте средствами изобразительной деятельности (опыт работы)
- Харченко Н.А., воспитатель МБДОУ «ДС № 353 г. Челябинска» Обобщение опыта работы по теме "Дидактические игры как метод подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте"
- Шепелева Е.В. Гендерные аспекты формирования культуры общения детей дошкольного возраста
- Яковлева И.В. Мастер-класс
- Ярохина Л.М. «Путешествие на морское дно»
- Ярохина Л.М. Мастер-класс "Профилактика агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста"
- Инновационная деятельность
- Конструирование образовательных ситуаций
- Методический проект "Увлекательная летняя прогулка"
- Наши публикации
- О федеральных государственных образовательных стандартах
- Портфолио педагога
- Ссылки на журналы и газеты
- Безопасность
- Информационная безопасность
- Противодействие коррупции
- Контакты
МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"
Преснецова З.З. Предметно-пространственная среда как мотивирующий фактор обучения навыкам чтения детей старшего дошкольного возраста
Зульфия Закиевна Преснецова
МБДОУ «ДС№353 г. Челябинска»
Предметно-пространственная среда как мотивирующий фактор обучения навыкам чтения детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье описан опыт создания предметно - пространственной среды группы мотивирующей детей прилагать усилия и проявлять самостоятельность стремясь овладеть навыком чтения и способствующей активизации и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.
Созданию мотивирующей развивающей предметно- пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Каждый детский сад, придерживаясь требований ФГОС, привносит что-то свое в среду, которая окружает детей. Механизм создания мотивационной образовательной среды в первую очередь в изменении взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Поэтому мы в своей работе стремимся создать такую среду, которая бы мотивировала детей прилагать усилия и проявлять самостоятельность стремясь овладеть навыком чтения. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
Дети по-разному воспринимают окружающий мир. Одни получают большую часть информации с помощью слуха; другие приспособились познавать действительность через зрение; третьим, чтобы понять, нужно прикоснуться. По типу восприятия информации они делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Как правило, какой-то один канал восприятия информации становится ведущим еще в детстве, когда ребенок приспосабливается исследовать окружающую действительность наиболее удобным для него способом. Каждый из них можно использовать на практике для пользы ребенка. Начиная с первого этапа обучения грамоте, я знакомлю детей с буквами, используя при этом необычную азбуку. Буквы на карточке выполнены из разных материалов – фетра, меха, наждачной бумаги, рифленого картона, мелких пуговиц, блесток, фольги. Ребенок берет в руки карточку с буквой, обследует ее, пытаясь определить по материалу поверхности саму букву, называет ее и пропевает звук. Затем открывает глаза и проверяет правильность ответа. Дети запоминают буквы, используя тактильные ощущения, затем включается зрительный анализатор и при проговаривании или пропевании звука звуковой. Все это, безусловно, способствует развитию сенсорного восприятия, совершенствуют мелкую моторику, координацию движений глаза и руки. Такая игра делает процесс обучения ребенка грамоте увлекательным и более эффективным, при этом развивает внимание и память.
Обучая детей технике чтения, я стремлюсь к тому, чтобы дети не только узнавали написанные буквы, правильно соотносили их со звуками, но и умели произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов, предложений. Ведь чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому создавая развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка не только способствовала развитию речи воспитанников, но и мотивировала их к самостоятельному чтению. Мы отметили, что первые слова, которые учиться читать, а затем и писать ребенок это его имя. Детям очень нравиться самим подписывать свои рисунки, находить свое имя на шкафчике. Используя этот интерес, мы создали в группе красочное панно во всю стену. Оно представляет радугу, каждый цвет которой состоит из имен детей. Дети с удовольствием ищут и читают свои имена, имена своих друзей. Мы проводим с ними игру «Найди имя….» в определенном цвете радуги. Данная игра не только закрепляет навык чтения у уже читающих детей, но и мотивирует других к обучению чтению. Для этой же цели мы наклеили в каждом игровом уголке карточки соответствующие им названиям предметов и понятий. Так в зоне конструирования это названия геометрических фигур с их изображениями, в изостудии названия изобразительных материалов и трудно запоминающиеся детьми такие понятия, как композиция, перспектива, в книжном уголке фамилии известных писателей и поэтов с фотографиями. Мы заметили, что среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию.
Предметно - пространственная среда нашей группы преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно - речевых способностей. Для развития элементарных навыков чтения, активизации и расширения словарного запаса у детей мы создали наглядно-практическое пособие, которое назвали «Дерево познания». На красиво раскрашенных ветках в вазе висят вместо листьев карточки с ключевыми словами и понятиями соответствующими теме недели. Читающие дети самостоятельно их читают, а затем помогают их прочесть еще плохо читающим детям. Дети вместе обсуждают каждое слово и понятие, высказывают свое мнение, разворачивают дискуссии, привлекая еще большее количество детей. Каждый понедельник дети с нетерпением и любопытством ждут новых слов на «Дереве познания», ведь обучение в процессе игры поднимает настроение ребёнка, не допускает перегрузок и перенапряжения нервной системы, укрепляет интерес к познанию нового, к обучению, к чтению.
Мы заметили, что появление в среде чего-то нового, необычного не только провоцирует ребенка на деятельность, но и делает ее более содержательной. А умение читать повышает самооценку ребенка, придаёт ему больше уверенности в собственных силах, позволяя чувствовать себя несколько взрослее сверстников, с лёгкостью демонстрируя им свои умения, тем самым мотивируя других старательно и прилежно овладевать грамотой.
Список литературы
1.Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения/Е.А.Бугрименко. – М.: Творческая педагогика, 1993. с. 96
2.Мухортова Д. Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 787-789