МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Преснецова З.З. Предметно-пространственная среда как мотивирующий фактор обучения навыкам чтения детей старшего дошкольного возраста

Зульфия Закиевна Преснецова

МБДОУ «ДС№353 г. Челябинска»

 

Предметно-пространственная среда как мотивирующий фактор обучения навыкам чтения детей старшего дошкольного возраста.

 

В данной статье описан опыт создания предметно -  пространственной среды группы мотивирующей детей прилагать усилия и проявлять самостоятельность стремясь  овладеть  навыком чтения и  способствующей    активизации и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста.

 

Созданию мотивирующей развивающей предметно- пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Каждый детский сад, придерживаясь требований ФГОС, привносит что-то свое в среду, которая окружает детей. Механизм создания мотивационной образовательной среды в первую очередь в изменении взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Поэтому мы в своей работе стремимся создать такую среду, которая бы мотивировала детей прилагать усилия и проявлять самостоятельность стремясь  овладеть  навыком чтения. Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.    

 Дети по-разному воспринимают окружающий мир. Одни получают большую часть информации с помощью слуха; другие приспособились познавать действительность через зрение; третьим, чтобы понять, нужно прикоснуться. По типу восприятия информации они делятся на  аудиалов, визуалов и кинестетиков. Как правило, какой-то один   канал восприятия информации становится ведущим еще в детстве, когда ребенок приспосабливается исследовать окружающую действительность наиболее удобным для него способом.   Каждый из них можно использовать на практике для пользы ребенка.  Начиная с  первого этапа обучения грамоте, я    знакомлю детей с буквами, используя при этом  необычную азбуку.  Буквы на карточке выполнены из разных материалов – фетра, меха, наждачной бумаги, рифленого картона, мелких пуговиц, блесток, фольги. Ребенок берет в руки карточку с буквой, обследует ее, пытаясь определить по материалу поверхности саму букву,    называет ее и пропевает звук.  Затем открывает глаза и проверяет правильность ответа. Дети запоминают буквы,    используя тактильные ощущения, затем включается зрительный анализатор и при проговаривании или пропевании звука звуковой. Все это, безусловно, способствует развитию сенсорного восприятия, совершенствуют мелкую моторику, координацию движений глаза и руки. Такая игра  делает процесс обучения ребенка  грамоте увлекательным    и  более эффективным, при этом развивает внимание и память.

 Обучая детей  технике чтения,  я стремлюсь к тому, чтобы дети не только узнавали написанные буквы, правильно соотносили их со звуками, но и умели произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов, предложений. Ведь чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Поэтому создавая развивающую среду группы,  мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка    не только     способствовала развитию речи воспитанников, но и мотивировала их  к самостоятельному чтению. Мы отметили, что   первые слова, которые учиться читать, а затем и писать ребенок это его имя. Детям очень нравиться самим подписывать свои рисунки, находить свое имя на шкафчике. Используя этот интерес,  мы создали в группе красочное панно во всю стену. Оно представляет радугу,  каждый цвет которой состоит из имен детей. Дети с удовольствием ищут и читают свои имена, имена своих друзей. Мы проводим с ними игру «Найди имя….» в определенном цвете радуги. Данная игра не только закрепляет навык чтения у уже читающих детей, но и мотивирует других к обучению чтению. Для этой же цели мы наклеили в каждом игровом уголке карточки  соответствующие им названиям предметов и понятий. Так в зоне конструирования это названия геометрических фигур с их изображениями, в изостудии названия изобразительных материалов и    трудно запоминающиеся детьми такие понятия, как  композиция, перспектива, в книжном уголке фамилии известных писателей и поэтов с фотографиями.    Мы заметили, что среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию.

Предметно -  пространственная среда нашей группы преобразуется в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно - речевых способностей.  Для развития элементарных навыков чтения,  активизации и расширения словарного запаса у детей мы создали  наглядно-практическое  пособие,  которое назвали «Дерево познания». На красиво раскрашенных ветках в вазе висят вместо листьев карточки с ключевыми  словами и понятиями соответствующими теме недели. Читающие дети самостоятельно их читают, а затем помогают их прочесть еще плохо читающим детям. Дети вместе обсуждают каждое слово и понятие, высказывают свое мнение, разворачивают дискуссии, привлекая еще большее количество детей. Каждый понедельник дети с нетерпением и любопытством ждут новых слов на «Дереве познания», ведь обучение в процессе игры поднимает настроение ребёнка, не допускает перегрузок и перенапряжения нервной системы, укрепляет интерес к познанию нового, к обучению, к чтению.

 Мы заметили, что появление в среде чего-то нового, необычного не только провоцирует ребенка на деятельность, но и делает ее более содержательной. А умение читать повышает самооценку  ребенка, придаёт ему больше уверенности в собственных силах, позволяя чувствовать себя несколько взрослее сверстников, с лёгкостью демонстрируя им свои умения, тем самым мотивируя других старательно и прилежно   овладевать грамотой.

 

 

Список литературы

1.Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения/Е.А.Бугрименко. – М.: Творческая педагогика, 1993. с. 96

2.Мухортова Д. Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 787-789