МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Социальный мир Посели доброту в своем сердце

Домбровская Татьяна Владимировна,
педагог высшей категории
МДОУ  №353 г.Челябинска

 

Конспект занятия по разделу программы  «Ребенок входит в мир социальных отношений» с детьми 5-6 лет

Тема: «Посели доброту в своем сердце»

Задачи обучения и воспитания:

  • Помочь детям осознать смысл понятий «добро», «добрый человек».
  • Разговорить детей, взволновать словом, вызвать на заинтересованный разговор,
    направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков, движимых благородными мотивами гуманности и справедливости;
  • Обогатить лексикон детей новыми словами и понятиями о добре и доброте; расширить представления детей об этих словах с позиций нравственного смысла;
  • Закрепить практические и поведенческие навыки через нетрадиционные задания; развивать детское речевое творчество.

Предварительная работа: чтение рассказа «Цветик-семицветик»

Ход занятия:

Организационный момент: дети заходят и здороваются ладошками (прикосновение).

Поприветствуйте  друг с друга по-доброму. У гостей ладошки теплые?

 (создание доброжелательной атмосферы, использовать в речи фразы со словом «добрый» («доброе утро», «доброго здоровья»).

Чувствуете, как тепло и радостно стало на душе? А все потому, что нас окружают хорошие добрые люди. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, что такое доброта и какого человека можно назвать добрым. А для этого мы попадем в сказку, а вот о ком она будет вы сейчас догадаетесь. (воспитатель достает колпачки)

- Я буду старшим гномом.

Основная часть

Представьте себе, жили-были добрые гномики.  Они были настолько добры, что всегда приходили на помощь тому, кто в ней нуждался. У них были верные помощники – волшебные  колокольчики. И никогда они не звонили просто так – а только тогда, когда кому-то нужна была их помощь. Гномики вставали в круг, и каждый по очереди звонил в свой колокольчик и прятал его в свой сундучок, вот так (воспитатель показывает).

Подумайте, кому бы вы хотели помочь, а я буду давать вам колокольчики (воспитатель по очереди раздает колокольчики).  Гномик Соня закрывает глаза, звонит в свой волшебный колокольчик.

У последнего гномика колокольчик молчит. (нет язычка)

-Что же делать? Он теперь не сможет загадать желание. Может, мы его развеселим или подарим что-нибудь вместо колокольчика или попробуем исполнить его желание? (дети предлагают свои решения)

- А может, кто-то уступит на время свой колокольчик?

(Если никто не отдает свой колокольчик, воспитатель напоминает, что гномики были очень добрыми и всегда приходили на помощь, говорит: «Очень жаль, что у этого гномика желание не исполнится. Я бы тоже хотела загадать желание, и у меня есть волшебный колокольчик, и я могу им поделиться»).

Если дети поделились, воспитатель говорит: «Как здорово! Одним добрым делом у гномиков стало больше. Совершив доброе дело, вы становитесь счастливее и добрее».

Рассказывание сказки

- Совершив много добрых дел, гномики делились друг с другом впечатлениями. Старший гномик посмотрел на своих друзей-гномиков и решил рассказать им историю о цыпленке с беспокойным сердцем.

Цыпленок с беспокойным сердцем

Жил на свете маленький глупый цыпленок. Однажды он отправился в путешествие, чтобы найти того, кто объяснит ему, что такое доброта. Шел он, шел и встретил козу. Цыпленок очень обрадовался, потому что подумал: «Конечно, эта большая коза поможет мне». Но у козы пропал маленький козленок и она была очень расстроена. Она грустно посмотрела на цыпленка и спросила: «Ты можешь помочь мне найти моего маленького козленка?». «Найти козленка? Конечно, нет! Мне некогда! Мне нужно пройти еще много дорог, чтобы найти того, кто ответит мне, что такое доброта» - ответил цыпленок и пошел прочь. Вскоре он встретил маленького мальчика, который искал затерявшуюся монетку. «Ты можешь помочь мне найти монетку?» - спросил мальчик. «Помочь тебе? Мне некогда,» -  ответил цыпленок и зашагал прочь. Спустя некоторое время он проходил мимо маленькой девочки, у которой шарик улетел на дерево. «Цыпленок, помоги мне достать шарик!» «Извини, не могу, - ответил цыпленок, - я занят, и твой шарик не может помочь мне в этом,» - сказал он и зашагал прочь. «Эй, глупый цыпленок, вернись, я помогу тебе!» «Но ты ведь такая маленькая», - не поверил цыпленок. «Но я знаю, потому что мама и папа читают мне книги по вечерам. А ты знаешь, о чем говорят эти книги?» «О чем же они говорят?» - переспросил цыпленок, усаживаясь возле девочки. «Они говорят, что ты должен поселить доброту в своем сердце» «В моем сердце?» - удивился цыпленок. «Да, поместить доброту туда, и это значит стать счастливым. И легче всего почувствовать себя счастливым, если ты сможешь помочь кому-нибудь» - объяснила малышка. «Ну, возможно» - недоверчиво ответил цыпленок. – Не знаю, я никогда не пробовал». «Но ты можешь попробовать сделать это прямо сейчас» - и девочка посмотрела на шарик. «А, верно!» - сказал цыпленок и помог девочке достать шарик. Когда он спустился с шариком, девочкины глаза сияли такой радостью, что цыпленок почувствовал какое-то нежное щекотание в своем сердце. «Да, это довольно приятно делать добро», - подумал он.

«Если ты узнаешь еще кого-нибудь, кто будет нуждаться в твоей помощи…» - но девочка не успела договорить, потому что цыпленок сорвался с места и убежал.

- Как вы думаете, куда он побежал?

- Цыпленку стало радостно оттого, что он совершил добрый поступок. И у людей так бывает, когда мы делаем что-то хорошее другому человеку не ради похвалы и награды, пусть что-то маленькое, но на душе от этого становится теплее. Давайте вспомним о добрых делах (дети приводят примеры)

Какие добрые были гномики, как много добрых дел и поступков они совершали! А еще они очень любили играть. Давайте поиграем!

Игра-разминка с мячом «Сделай слово добрее и ласковее»:

- Я бросаю мяч, говорю слово, например «солнце». Поймавший мяч называет это слово ласково (солнышко).

- Вот так смягчаются слова и становятся добрее. Сказка продолжается. Пошли гномики гулять, и нашли цветок с опавшими лепестками. Для того чтобы собрать этот цветок вам нужно ответить на вопрос: «Добрый человек- какой он?» 

- У нас получился цветик-семицветик. Помните эту сказку? Как много желаний было у девочки Жени, но одно ей доставило радость, когда она помогла мальчику Вите. Я хочу подарить вам и нашим гостям такой цветок. Пусть он будет напоминанием о том, что у каждого из нас есть доброе сердце, добрая душа и добрые слова, чтобы помочь тем,  кто в этом нуждается.

- Дети, у меня есть интересная коробка – коробка мелких неприятностей. Почему она так называется? Давайте заглянем внутрь. Что от нас ждут эти вещи? Может быть, если мы им поможем, то это и будут проявления доброты?

(предложить детям выбрать вещи, которым они могут помочь)

Подведение итогов занятия.