МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Версия для
слабовидящих

 

   

Чернова О.М., воспитатель МБДОУ 353 "У кормушки" (образовательная ситуация на прогулке)

Педагогическая разработка

Чернова Оксана Михайловна,

воспитатель МБДОУ № 353

 

У кормушки

Образовательная ситуация в режимных моментах (прогулка)

Цель: Формирование экологической культуры у детей;

Задачи:

  • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  • учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
  • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;
  • совершенствовать диалогическую речь;
  • совершенствовать умение согласовывать существительное с прилагательным.

 Словарная работа:

  • клест, свиристель;
  • зимующие птицы;
  • перелётные птицы.

 Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Чтение книг и рассказов;
  • Загадывание загадок;
  • Наблюдения;
  • Беседы;
  • Рисование птиц, аппликация, лепка.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о............................

Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это - ... (птицы)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах. А вы знаете , как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Все верно, зимующие. А каких зимующих птиц вы знаете? Ответы детей.

 

Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод Ответы детей.

Воспитатель: . Послушайте стихотворение:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

 

Воспитатель: Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы смастерим кормушки. А у меня есть вот такая кормушка.

Чтобы узнать какие птицы к нам прилетят, мы рассмотрим их на картинке и отгадаем про них загадки.

Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый...(воробей)

Угадайте, что за птица Света белого боится. Клюв крючком, Глаза пятачком, Ушастая голова. Это (сова)

Трещала с самого утра: Пор-pa! Пор-ра! А что пора? такая всем морока, Когда трещит...(сорока)

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика, (синица)

Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая -Известная персона. Кто она?., (ворона)

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит, (дятел)

 

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым

"Клё! Клё! Клё!" поёт со свистом.(клёст)

 

Чернокрылый, Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

 

Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки.

На головах Хохолки, (свирестели)

Воспитатель: Молодцы.. А какие из этих птиц прилетают к нам с север; Ответы детей.

Воспитатель: Правильно снегири и свиристели. Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

  • Кар-кар! (ворона)
  • Чик-чирик, чив-чив! (воробей)
  • Ча-ча-ча! (сорока)
  • Свири-свир! (свиристель)
  • Цок-цек, цок-цек! (клёст)
  • Рюм-рюм-рюм! (снегирь)
  • Синь-синь-синь! (синица)

 

Воспитатель: Молодцы! Давайте все вместе превратимся в синиц...........................

снегирей....в клестов...в ворон.(Подвижная игра)

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили. Мы столовую открыли. Воробей, снегирь - сосед, Будет вам зимой обед! В гости в первый день недели Две синицы прилетели, А во вторник - снегири, Ярче утренней зари! Три вороны были в среду Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев -Десять жадных воробьев В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы Дети показывают корма и рассказывают о них:

-  Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

-  Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

-  Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

-  Пшено и просо - любимая еда овсянок и воробьев.

-  Семена репейника - основной корм щеглов.

-  Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей.

-  Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

-   Сыро (несоленое) сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

-   Сырое мясо - хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Воспитатель:   А сейчас запомните правила подкормки птиц.

  1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
  2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
  3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
  4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Давайте повторим, кто что любит и разложим еду в кормушки Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Воспитатель: А сейчас, вставайте в круг, и давай те поиграем.

Игра называется "Угадай-ка". Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а

вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.

Проводится игра.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах, как мы можем им помочь зимой. Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.

Воспитатель: А что было сложного на занятии? Ответы детей.

Домашнее задание изготовить с родителями кормушки. И узнать много новой и интересной информации о зимующих птицах Провести у себя во дворе экологическую акцию "Поможем нашим маленьким друзьям".

На прогулке дети продолжают наблюдать за зимующими птицами, прилетающими к кормушкам.

Воспитатель проводит викторин, закрепляя полученную информацию.

"Что ты знаешь о зимующих птицах?"

  1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) -желуди, орехи)
  2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
  3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)
  4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)
  5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
  6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)
  7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)
  8. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
  9. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка )
  10. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?(клесты, зимородки)
  11. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)