МБДОУ "ДС № 353
г. Челябинска"

Лето 2017

 

   

Подготовка к обучению грамоте с детьми 6-7лет

Коровина Нина Валентиновна,
педагог высшей категории
МДОУ ЦРР №353 г.Челябинска

 Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет

Тема: Нахождение звука в слове (в начале, в середине, в конце). Гласные, согласные буквы, звуки.

Задачи обучения и воспитания:

  • Учить детей вслушиваться в слова, их звучание, упражнять в четком произношении звуков в них, давая характеристику звуков (гласные, согласные).
  • Закреплять умение определять место звука в слове.
  • Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие.
  • Расширять словарный запас.
  • Формировать умение понимать предложенную задачу, решать ее самостоятельно.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Развивать графические навыки.

Дидактический материал: иллюстрация к скороговорке, иллюстрации овощей и фруктов, раздаточный материал: «птичка» для определения места звука в слове,  предметные картинки (по 3шт.) для определения гласного/согласного первого звука.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

На какое занятие вы пришли? Чем мы здесь с вами занимаемся? (ответы детей) Верно, сегодня мы с вами продолжим нашу работу, а еще мы познакомимся со скороговоркой.

Знакомство со скороговоркой

Скороговорка…Какое интересное слово! Давайте проговорим его вместе. Что значит это слово? (ответы детей) Таким образом, скороговорка – это фраза со сложными для произношения сочетаниями звуков, которая произносится быстро для тренировки дикции. Знаете ли вы какие-нибудь скороговорки?..... А мне бы хотелось вас познакомить со скороговоркой о мальчике Кирилле. Посмотрите на иллюстрацию и послушайте скороговорку:  «По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил».

Проговаривание скороговорки:

 1. Педагог

 2. Все вместе, ускоряя темп 

 3. Индивидуально, по желанию детей (2 -3 ответа)

Графическое письмо.

Чем кормил Кирилл крольчат? Травой. Давайте ему поможем собрать побольше травы для крольчат – выполним упражнение «ТРАВКА» в тетради. Для этого нам понадобится простой карандаш. Покажите, как вы научились правильно держать карандаш. Выполняем задание по образцу.

(следить за осанкой детей во время письма)

Нахождение звука в слове (в начале, в середине, в конце)

- Послушайте еще раз скороговорку и определите – какой звук в ней чаще всего встречается (звук [р]). Назовите слова, которые начинаются с этого звука.

- А теперь обратите внимание на доску. Здесь тоже есть слова, которые начинаются со звука [р]. Назовите их. А как вы думаете – какое слово здесь лишнее?  (груша). Почему? (Груша – фрукт, а остальные овощи).

- Обратите внимание на картинки справа от карандашницы. Из 3-х частей выложите предмет. Что получилось? (птичка) Я буду называть слова, а вы будете находить звук [р]. Если звук [р] стоит в начале слова – показываете …, в середине - …..и в конце слова - ……? (с показом частей птички).

 Физминутка

Игра с мячом в кругу «Найди звук «р».

Разгадывание ребуса

- Какие вы молодцы! Я очень рада, что вы научились находить звук в слове, и подготовила вам сюрприз – ребус. Вы найдете ребус под карандашами над своим столом.

- Запишите в тетради те буквы, которые спрятались в этом рисунке. Назовите их. Проверьте, все ли буквы вы нашли. Допишите недостающие.

- Обведите красным цветом гласные,  синим – согласные.

Проверить индивидуально. Назовите гласные буквы. Почему «Я» - гласная? Назовите согласные. Почему «П» согласная?

Упражнение «Определи гласный или согласный звук»

- Перед вами предметные картинки. Слова, которые начинаются на гласный звук, будут жить в красном домике, слова, начинающиеся на согласный звук – в синем домике.

- Давайте проверим.

Подведение итогов занятия.